Регистрация

Портрет Папы Иннокентия Х

Предложить название
1650, 140×120 см • Масло, Холст  • 
Аннотация
«Troppo vero!» – воскликнул Папа римский Иннокентий Х, когда Диего Веласкес закончил его портрет. Эти слова означают «Слишком похож!». Мы собрали 6 интересных фактов о картине, которая считается непревзойдённой вершиной портретного искусства XVII века.

1. Как Диего Веласкесу удалось заполучить столь высокого заказчика?

Непросто. До написания портрета Папы 50-летний Веласкес, хотя и являлся придворным художником и приближенной особой испанского короля Филиппа IV, в Италии был мало кому известен. Оказавшись в Риме, Веласкес предпринял нестандартный ход, направленный на то, чтобы о его мастерстве узнали знатные и богатые итальянцы. Он написал превосходный портрет своего слуги Хуана де Парехи и отправил модель вместе с её изображением обходить итальянские виллы, демонстрируя виртуозность испанской кисти. Результат превзошёл все ожидания: в том же году Веласкес был приглашён на аудиенцию к римскому Папе Иннокентию Х, где после беседы художнику был заказан поколенный портрет понтифика.

2. Что не поделили Папа Иннокентий Х и кардинал Мазарини?

На момент написания портрета Папе было около 75 лет. Но выглядел он значительно моложе: Веласкес замечательно передаёт румянец на его щеках (впрочем, возможно, это лишь багровые рефлексы от его алой атласной накидки – тоже написанной с чрезвычайным мастерством) и трезвый, въедливый взгляд. Иннокентий Х занимал папский престол более 10-ти лет – с сентября 1644-го по январь 1655-го и в это непростое для Европы время был одним из самых влиятельных её политиков, ведь наивно было бы думать, что деятельность Папы ограничивается лишь внутрицерковными вопросами. К примеру, он выдавил из Италии влиятельнейший клан Барберини, обвинив их в крупной растрате государственных средств. Братья Антонио, Франческо и Тадео Барберини сбежали во Францию, где их приютил кардинал Мазарини (известный нам по романам Дюма, но в реальности гораздо более влиятельный и менее курьёзный, чем его изобразил автор «Трёх мушкетёров»). Мазарини, хоть и являлся по рождению итальянцем, был политическим противником Иннокентия Х. Если Мазарини был одним из инициаторов «Вестфальского мира», прекратившего Тридцатилетнюю войну, то Иннокентий «Вестфальский мир» осудил, так как рассчитывал на победу «Габсбургского блока» (Испании и Австрии). В общем, не удивительно, что и придворный художник Габсбургов – Диего Веласкес – вызывал у Папы симпатию.

3. Галерею Дориа-Памфили, где хранится портрет, сам Папа и основал

Портрет Иннокентия Х с момента написания и до сегодняшнего дня не менял своего месторасположения. Его можно посмотреть в частной галерее Дориа-Памфили на римской Виа дель Корсо. В основу коллекции музея положено личное собрание Иннокентия Х, которого в миру звали Джамбаттиста Памфили.

4. Иннокентий Х держит в руке автограф Веласкеса

У Веласкеса имелся оригинальный способ ставить на картинах свою подпись – она органично вписывалась в сюжет картины. К примеру, на этом портрете понтифик держит в руках карточку, на которой можно прочитать надпись «Наисвятейшему Папе Иннокентию Х Диего да Сильва-Веласкес, придворный живописец Его величества католического короля».

5. Художник Гвидо Рени также писал Иннокентия Х – только в виде дьявола

Для церкви Санта Мария делла Кончессионе в Риме Гвидо Рени создал картину «Архангел Михаил попирает Сатану». Голова лукавого, расплющенная под пятой предводителя небесного воинства, подозрительно напоминает Иннокентия Х. И это неудивительно: заказчиком картины выступил клан Барберини, находившийся в длительной конкурентной борьбе с кланом Памфили.

6. Британский экспрессионист ХХ века Фрэнсис Бэкон прославился своими «кавер-версиями» этого портрета

Известный скандалист и один из самых дорогих художников ХХ столетия Фрэнсис Бэкон, специализировавшийся на искажениях тел и предметов, особо вдохновлялся этим портретом Веласкеса. Бэкон признавался, что «просто свихнулся на Папе» и уточнял: «Я думаю, все дело в его великолепных красках». Если верить Википедии, в 2007-м году «Этюд к портрету папы Иннокентия Х на красном фоне» был приобретён катарскими шейхами за 53 миллиона долларов, а «Кричащий Папа» Бэкона (в основе которого – всё та же работа Веласкеса, скрещенная с кадром из «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна) в 2012 году ушел с молотка за 25,6 миллионов.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Барокко, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Диего Веласкес. Портрет Папы Иннокентия Х
  • Микеланджело Меризи де Караваджо. Призвание апостола Матфея
  • Микеланджело Меризи де Караваджо. Юдифь, отсекающая голову Олоферна
Barocco
Собирает Dmitrii Chesnokov
3 работы • 0 комментариев
  • Диего Веласкес. Эзоп
  • Диего Веласкес. Конный портрет принца Бальтазара Карлоса
  • Диего Веласкес. Менины
Веласкес Диего
19 работ • 0 комментариев
  • Диего Веласкес. Портрет Карла Австрийского
  • Диего Веласкес. Старая кухарка
  • Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
Веласкес
23 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Микеланджело Меризи де Караваджо. Призвание апостола Матфея
8
Призвание апостола Матфея
Микеланджело Меризи де Караваджо. Юдифь, отсекающая голову Олоферна
14
Юдифь, отсекающая голову Олоферна
Диего Веласкес. Портрет кардинала Кристофоро Сеньи
2
Портрет кардинала Кристофоро Сеньи
Диего Веласкес
1651, 144×92 см
Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия Х
1
Портрет папы Иннокентия Х
Диего Веласкес
1650, 49×42 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP