Регистрация
1886, 93×75 см • Масло, Холст
Аннотация
Тулуз-Лотреку было 23 года, когда он написал картину «Прачка». Юный и неуверенный в своих силах Анри еще учился в мастерской Фернана Кормона и ответственно следовал всем советам учителя. На утренних занятиях Кормон, вдохновленный последними археологическими находками, пытался увлечь учеников монументальными сценами из жизни первобытных людей, а завершая урок, советовал выходить на улицу и делать зарисовки прямо в гуще монмартрской повседневности. Внеклассные задания Кормона нравились Лотреку куда больше, чем академические штудии.

Выполнять домашние задания было исключительно приятно – старшие друзья-художники щедро делились с новичком Лотреком списком отборнейших злачных мест и закоулков Монмартра, где жизнь просто кипела. Однажды, выходя из ресторанчика, Лотрек заметил худенькую девушку с огненно-рыжими волосами и не удержался: "Как хороша! Типичная шлюха! Вот бы написать ее!" Кармен Годен оказалась не шлюхой, а простой работницей, смирной и скромной, а потом еще и ответственной натурщицей, моделью нескольких портретов кисти Лотрека (1, 2, 3, 4).

Анри писал матери, что нашел девушку с волосами из чистого золота, рассказывал друзьям, что рыжие женщины – это для венецианцев, и был страстно увлечен Кармен.

Если и могло художника в то время что-то обрадовать больше, чем ее благосклонность, так это только признание из уст настоящего гуру, которого Лотрек боготворил и которому не видел равных во всем современном французском искусстве. Он никогда бы не посмел лично попросить Эдгара Дега взглянуть на свою мазню, это друзья Лотрека выпросили у метра хотя бы один взгляд бросить на картины Анри. Скупой на похвалы и неспособный к лести Дега был к Лотреку благосклонен, в отличие от Кармен, которая хранила верность любовнику, постоянно ее избивавшему.

Юный Анри работы Дега изучал и восхищался ими. «Прачка» Лотрека получилась гениальной эмоциональной противоположностью «Гладильщицы» Дега при явном сходстве композиции и совершенно идентичном расположении модели, стола, окна в пространстве. В отличие от Дега, Лотрек отбирает у девушки атрибуты ее профессии, переносит акцент из внешнего мира на внутренний. В отличие от анонимного и лишенного индивидуальных черт силуэта, написанного Дега, Лотрек бросает мягкие лучи на лицо своей героини. Так ангельское сияние освещает лица святых на древних фресках.

Лотреку все женщины были ангелами – он смотрел на их волосы цвета золота немного снизу вверх. Этот взгляд на модель легко проследить и в «Прачке». Лотрек был ниже тех женщин, которых писал и в которых влюблялся. Но уже тогда, в последние годы ученичества, он доставал из них эту внутреннюю бурю, пронзительную печаль и неизбывное одиночество. Этот портрет Кармен Годен и не портрет уже – мы даже глаз ее не видим. Только мороз по коже – вдруг повернется…

Анонимный покупатель в 2005 году на аукционе Christie's в Нью-Йорке купил эту картину за рекордную на тот день для Анри де Тулуз-Лотрека сумму – 22 миллиона долларов.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Портрет, Жанровая сцена
Стиль и техника: Постимпрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Анри де Тулуз-Лотрек. В постели
  • Анри де Тулуз-Лотрек. В постели: поцелуй
  • Роберт Рафаилович Фальк. Бухта в Балаклаве
Toulouse Loutrec
Собирает Mariana Ferreyra
9 работ • 0 комментариев
  • Анри де Тулуз-Лотрек. Клоунесса Ша-Ю-Као
  • Анри де Тулуз-Лотрек. Прачка
Тулуз-Лотрек
2 работы • 0 комментариев
  • Густав Климт. Древо жизни (фрагмент для фриза дворца Стоклед)
  • Винсент Ван Гог. Мужчины разгружающие песок на пристани Арля
  • Поль Сезанн. Тающий снег в Эстаке
Пересмешник
Собирает Кирилл Елисеев
60 работ • 0 комментариев
  • Валентин Александрович Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
  • Эдуар Мане. Женщина за туалетом
  • Валентин Александрович Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. Фрагмент
i love ...
Собирает Mariam
287 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Густав Климт. Древо жизни (фрагмент для фриза дворца Стоклед)
14
Древо жизни (фрагмент для фриза дворца Стоклед)
Густав Климт
1905, 138.8×102 см
Поль Сезанн. Тающий снег в Эстаке
4
Тающий снег в Эстаке
Поль Сезанн
1870, 73×92 см
Винсент Ван Гог. Мужчины разгружающие песок на пристани Арля
5
Мужчины разгружающие песок на пристани Арля
Винсент Ван Гог
Август 1888, 55.1×62.2 см
Валентин Александрович Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. Фрагмент
1
Портрет М. Н. Ермоловой. Фрагмент
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP