Аристарх Лентулов, прозванный «художником солнца», писал солнце всю жизнь. Солнечный свет и звук – вот два главных отличительных качества его картин. Американский эксперт по русской живописи, искусствовед Джон Боулт уверен, что Лентулов для российской живописи – фигура того же масштаба, что Матисс для мировой.
Аристарх Лентулов родился в семье священника в Пензенской губернии. Когда ему исполнилось два года, отец умер. Мать надеялась, что сын продолжит его дело и отдала мальчика в духовное училище, а потом в семинарию. Но эта сфера совершенно не привлекала юного Лентулова, хоть и напомнила о себе в дальнейшем – хорошее знание художником русской иконы отсюда.
Вскоре Аристарх оставил семинарию и поступил в Пензенское художественное училище, а продолжил обучение в Киевском художественном училище. О том, что у него с Киевом не сложилось, обычно говорят обтекаемо, мол, из-за дерзкого нрава его выставили. Немного подробнее остановимся на дерзком нраве. Аристарх Васильевич как-то решил «подправить и украсить» этюд преподавателя Селезнева, логическим продолжением чего стало прощание с Киевом и возвращение в Пензенское училище, которое он успешно закончил (вероятно, не пытаясь более учить рисовать преподавателей).
Хулиганский нрав мастера проявился и при попытке поступить в Академию художеств в Петербурге. Сдавая вступительный экзамен, он писал натурщицу. Проходивший мимо преподаватель съязвил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зеленый цвет?». Лентулов в ответ нахально заявил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!». И действительно, цвета он видел явно в более широком спектре, чем традиционно принято. Лица жены и дочери: зеленый, синий, серый, малиновый, голубой – выбирай себе любой! После этой выходки на экзамене можно было смело собирать вещи и возвращаться в Пензу, но в дело вмешался счастливый случай. Строптивого абитуриента заметил Дмитрий Кардовский и пригласил посещать свои занятия неофициально, без сдачи экзамена и получения диплома.
Художник остается в Петербурге и знакомится с футуристами – Бурлюками, Каменским, Кончаловским. Аристарх Васильевич Лентулов выставляет свои картины, в том числе, на самой первой авангардной русской выставке «Венок». В эти годы (1908-1910) в его работах заметно влияние символистов и импрессионистов.
В 1908 году Аристарх Васильевич переезжает в Москву, женится на молоденькой курсистке Марии, с которой счастливо проживет всю жизнь, и вместе с Михаилом Ларионовым и Давидом Бурлюком организовывает творческое объединение «Бубновый валет». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов считал Лентулова самым смелым экспериментатором этого сообщества. В первую очередь, речь о том, что он одним из первых «бубнововалетовцев» оказался на границе фигуративности и беспредметности и первый выбрал ориентировкой цвет. Сам Лентулов говорит, что он цветом изображал то же, что Маяковский – словом. И действительно, стихи Маяковского как нельзя лучше описывают процесс и результат творений «художника солнца»:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана…
Аристарха нельзя было не заметить. Громадный богатырь (что он иронично отобразил в автопортрете «Великий художник»), чуть неуклюжий, абсолютно естественный, добродушный и оптимистичный. Эдакий «здоровый дядька» из пензенского села, по описанию Абрама Эфроса, «крупный и плечистый, с раскатистым голосом и широким жестом, с воспитанием семинариста-бурсака».
В 1911 году художник решает продолжить свое образование в Париже, он поступает в Академию живописи «Ла Палетт», увлекается творчеством Эжена Делакруа и Теодора Жерико, а с Фернаном Леже и Анри ле Фоконье завязывает приятельские отношения. Французы прозвали Лентулова «футуристом a la russe». Особо сильное влияние, которое в полной мере проявилось позже, оказал на художника Робер Делоне.
Кубизм стал для Лентулова открытием и источником вдохновения. По возвращении он создает серию натюрмортов, в которых пространство максимально абстрагировано, а цветовая сочность и насыщенность играют главную роль («Астры»).
В Россию Лентулов вернулся в 1912 году. Знакомство с западными шедеврами словно развязало ему руки, он пишет легко, свободно, вдохновенно, щедро наполняя свои картины солнечным светом. В этот период он создает ряд ставших знаменитыми панно, так называемые архитектурные пейзажи: «Москва», «Звон», «Василий Блаженный». Особенность их – ощущение звона, шума, гула. Обращает внимание озаренность удивительным, буквально сказочным светом. Архитектурные картины Лентулова сопоставимы с народными сказками, глядя на них, так и хочется начать: «В некотором царстве, некотором государстве».
Дом Лентуловых в это время становится центром притяжения. У них постоянно бывают художники, режиссеры, композиторы. Аристарх Лентулов и его жена были очень гостеприимными людьми. Она умела создать атмосферу, в которой хотелось оказаться снова и снова, а Лентулов просто очень любил, когда приходили гости. Традиционные вечеринки начинались с философских разговоров об искусстве, а потом, вслед за вином, следовали игры, шарады, чтение стихов, рояль, песни. Сам Лентулов обладал идеальным слухом и приятным баритоном. По воспоминаниям его дочери, искусствоведа Марианны Лентуловой, за работой он всегда напевал, причем мог исполнять наизусть целые арии.
Идеи Октябрьской революции Аристарх Лентулов воспринял с вдохновением. Мысль об эмиграции ему даже не приходила в голову, он видел свое место в новой России. Лентулов создавал декорации к празднованию первой годовщины Октября. И если Марк Шагал в это время устроил не сопоставимое ни с чем граффити на заборах, опоясывающих Витебск, то Аристарх Лентулов «резвился» в белокаменной. «Кто в Октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газоны скверов Театральной площади в неистово фиолетовый цвет темперой, какой пишут в театре декорации? Лентулов!» – писал по этому поводу искусствовед Абрам Эфрос.
Жена художника, Мария, обладала свойством, которое в своих женах мечтают увидеть большинство мужчин. Когда Аристарх Васильевич Лентулов приходил и сообщал, что через несколько часов они едут туда-то и будут делать то-то, он уже даже купил билеты, она отвечала: «Да, дорогой» – и собирала чемодан. Так была организована и поездка в Поволжье весной 1928 года, благодаря которой он написал ряд волжских пейзажей, а главное – привнес волжское солнце в Москву. Исследователи никак не могут решить, кто же дал Лентулову такое прозвище – художник солнца. Кто бы он ни был, попал в точку. «Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения», – рассказывал Аристарх Лентулов.
Первая и единственная прижизненная выставка Лентулова в СССР состоялась в 1933 году. Его дочь Марианна вспоминает, что отец очень волновался, почти всю ночь не спал, подскочил в 5 утра и поехал на выставку. Там что-то переставил, расправил… Вышел на Кузнецкий мост, увидел свой главный объект – солнце и почувствовал, что сделал всё хорошо, экзамен выдержал. А когда подходил к помещению, в котором проходила выставка, издалека заприметил хвост очереди. Абсолютный успех! Ни одна картина не была снята. Нарком Бубнов, проверявший экспозицию, на следующий день приехал с женой и дочерью и провел на выставке три часа.
После этого художник ушел в тень. В последние годы жизни он обратился к соцреализму. В советское время было принято комментировать это как «обрел зрелость и свой настоящий почерк», но мы, не будучи связаны соображениями цензуры, заметим, что из его картин словно бы ушло солнце. Впрочем, теперь некоторые из них ценят высоко. «Образы поколения» в 2011 году были выставлены на лондонском Sotheby's за полтора миллиона долларов. Правда, желающих приобрести картину не нашлось. Зато в 2013 году «Церковь в Алупке» (которая, конечно же, никакой не соцреализм) ушла на аукционе Christie’s за 3,5 миллиона долларов. А в 2014 году за 3,5 миллиона долларов на Sotheby's были проданы «Дети с зонтами». И это были рекордные цены для картин Лентулова.
Лучшие картины Аристарха Лентулова представлены на портале Артхив, посвященному искусству.
Автор: Алена Эсаулова