войти
опубликовать

Георгий
Эдуардович Сатель

Россия • родился в 1917

(1917—2012)
Советский живописец, доцент. Член Союза художников СССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
Г.Э. Сатель родился 12 (25) марта 1917 года в Москве в семье инженера (будущего видного машиностроителя), обрусевшего француза Э.А. Сателя. В 1935 году окончил среднюю школу и поступил в МАРХИ. В 1937 году, занимался живописью в изостудии ВЦСПС у К.Г. Дорохова и С.С. Боима. В 1938 году поступил в МГАХИ имени В.И. Сурикова, где занимался у А.В. Лентулова и П.Д. Покаржевского. Большое влияние на творчество Георгия Сателя оказал его старший друг – известный советский живописец Юрий Пименов. В 1947 году участвовал в выставке «Москва в произведениях художников», посвящённой 800-летию Москвы. Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «В ремесленном училище». В 1959—1961 годах преподавал в МГПИ имени В.И. Ленина. В 1960-е — 1980-е гг. совершал многократные творческие поездки в Среднюю Азию, а также на своем катере по Волге и др. рекам России. В 1973 году участвовал в выставке живописи и скульптуры «Выставка 13-ти». В 2004 в Центральном доме художника состоялась персональная выставка Георгия Сателя с символическим названием «Далекие сороковые». Георгий Сатель – яркий представитель искусства соцреализма. Произведения художника, камерные по размерам, исполнены в жанре городского пейзажа. Художник выступает тонким наблюдателем. Многие работы живописца посвящены Москве. Москва – главная тема в творчестве мастера. Для современного зрителя эти работы представляют не только художественный интерес. Произведения художника – яркие исторические свидетельства жизни столицы военного и послевоенного времени. Сатель любит свой город, он пишет новую Москву. Живописец наполняет город утренним светом, воздухом, прохладой угасающего дня. Величественные архитектурные ансамбли Кремля, Большого театра, улицы Горького предстают перед зрителями в окружении потока людей, машин куда-то спешащих. Картины художника всегда наполнены ритмом жизни, ощущением происходящих перемен. Они подкупают мажорным, жизнеутверждающим звучанием, красотой живописного исполнения. Произведения: «На улице Горького» (1944); «Вечер у Большого театра» (1946); «Кремль утром» (1947); «Вдали Московский университет» (1949); «Комсомольцы — строители Москвы. Лепщики» (1949); «В ремесленном училище» (1950); «У гостиницы „Москва“» (1953); «Калинин с рабочими» (1955); «Московский пейзаж»; «Москва-Каланчевская». Скончался в 2012 году.

Перейти к биографии