Приятель Гюстава Курбе –
Джеймс Уистлер – отстаивал свое право быть художником, а не фотографом. Сам Курбе считал, что
«живопись – конкретное искусство» и старался воссоздавать реальность с фотографической точностью. Находясь на противоположных позициях, и Курбе и Уистлер регулярно подвергались яростной критике: публика всегда жаждет среднего.
Одним из ярких примеров такой радикальной (по меркам 19-го века) достоверности стала картина Курбе
«Купальщицы», вызывавшая скандал на парижском Салоне 1853 года.
Две дородные крестьянки на берегу – настолько неаппетитные, что, кажется, одной из них Курбе оставил одежду из сострадания к публике – спровоцировали у критиков разлитие желчи, которого, пожалуй, не удостоится и Мане с его
«Завтраком на траве». Проходивший мимо полотна Наполеон III не совладал с чувствами и ударил его своим хлыстом. Даже сторонник Курбе –
Эжен Делакруа – был раздосадован
«отвратительной вульгарностью форм», стоит ли говорить о недоброжелателях, которых у художника было множество.
Критики отмечали, что в «Купальщицах» отсутствует какая-либо назидательность или мораль, что позы девушек – неестественны и сулят сюжет, которого на самом деле нет, что «Купальщицы» вгоняют последний гвоздь в гроб
эпохи романтизма.
Но больше всего публику нервировало то, что у одной из купальщиц – грязные ноги.
Современный зритель может подумать, что самыми возмутительными работами Курбе были порнографическое
«Происхождение мира» или сцена лесбийской любви на картине
«Спящие». Но эти вещи не предназначались для программных выставок, были исполнением частного заказа, их создание никаких последствий для профессиональной репутации художника не имело. "Спящие" так и вовсе решены в стилистике академической живописи - там возмущают многозначительно смятые простыни, а не художественные приемы автора. Другое дело - "Купальщицы". С грязными ногами в залы парижского Салона - это чересчур.
Если бы этот сюжет решил запечатлеть Джеймс Уистлер, возможно у крестьянки вместо ног было бы зыбкое марево в изысканной серо-черной гамме. Но принципы Курбе требовали правды, а правда состояла в том, что французские крестьянки в XIX веке не злоупотребляли гигиеной. Да и могли ли не запылиться ступни, которым пришлось протоптать тропу для целого направления, которое годы спустя назовут
соцреализмом.
Автор: Андрей Зимоглядов