Описание картины «Портрет А. Л. Венециановой, матери художника»
«Портрет А.Л.Венециановой» – первая из известных нам работ Венецианова. Художнику исполнилось двадцать два, когда он написал портрет своей матери Анны Лукиничны. Она была женой небогатого купца и сама происходила из купеческой династии Калашниковых (возможно, кого-то из её далеких предков воспоёт Лермонтов в «Песне о купце Калашникове»).
По её крепко сжатым губам и напряженно скрещенным рукам можно предположить, что позировать для портрета Анне Лукиничне, скорее всего, приходится впервые и от этого она испытывает смущение и дискомфорт.
Вот еще несколько фактов о ранней работе Венецианова.
Создавая портрет, молодой художник не справился с глубиной пространства
Венецианов был практически самоучкой, не считая того, что его дворовый воспитатель («дядька») Прохорыч иногда давал ему уроки рисования пастелью. Поэтому на его первой картине, при всей её теплоте и обаянии, чувствует неумение передавать пространственную глубину. Фигура матери выглядит уплощенной, в ней почти не ощущается объём.
Пусть с передачей пространства Венецианов совладал не особо, зато заметно, с какой тщательностью начинающий художник постарался выписать складки шали, переливчатое терракотовое платье и атласный чепец своей принарядившейся по такому случаю матушки.
Приём «туше» на портрете позаимствован у Рокотова
Венецианов написал Анну Лукиничну в своеобразном дымчатом ореоле. Такой способ наложения красок в живописи носит название «туше». Своё «туше» Венецианов позаимствовал у знаменитого портретиста XVIII века Федора Рокотова, сделавшего этот приём собственным отличительным знаком. Интересно, что Венецианов был не просто знаком с портретами Рокотова, но и знал его лично, поскольку в юности жил с родителями на той же улице в Москве. Рокотов не был его кумиром, но в 1800-е годы определённо являлся примером для подражания.
Картина могла бы погибнуть, как другие ранние работы Венецианова
В 1812 году, когда горела оккупированная Наполеоном Москва, сгорел и дом родителей Венецианова вместе со всем имуществом. Многие ранние работы художника погибли в огне. Однако «Портрет А.Л.Венециановой» уцелел. Дело в том, что, уезжая в начале ХIХ века искать удачи и славы в Петербурге, Венецианов забрал картину с собой, так как портрет матери был ему особенно дорог.
Автор: Анна Вчерашняя
По её крепко сжатым губам и напряженно скрещенным рукам можно предположить, что позировать для портрета Анне Лукиничне, скорее всего, приходится впервые и от этого она испытывает смущение и дискомфорт.
Вот еще несколько фактов о ранней работе Венецианова.
Создавая портрет, молодой художник не справился с глубиной пространства
Венецианов был практически самоучкой, не считая того, что его дворовый воспитатель («дядька») Прохорыч иногда давал ему уроки рисования пастелью. Поэтому на его первой картине, при всей её теплоте и обаянии, чувствует неумение передавать пространственную глубину. Фигура матери выглядит уплощенной, в ней почти не ощущается объём.
Пусть с передачей пространства Венецианов совладал не особо, зато заметно, с какой тщательностью начинающий художник постарался выписать складки шали, переливчатое терракотовое платье и атласный чепец своей принарядившейся по такому случаю матушки.
Приём «туше» на портрете позаимствован у Рокотова
Венецианов написал Анну Лукиничну в своеобразном дымчатом ореоле. Такой способ наложения красок в живописи носит название «туше». Своё «туше» Венецианов позаимствовал у знаменитого портретиста XVIII века Федора Рокотова, сделавшего этот приём собственным отличительным знаком. Интересно, что Венецианов был не просто знаком с портретами Рокотова, но и знал его лично, поскольку в юности жил с родителями на той же улице в Москве. Рокотов не был его кумиром, но в 1800-е годы определённо являлся примером для подражания.
Картина могла бы погибнуть, как другие ранние работы Венецианова
В 1812 году, когда горела оккупированная Наполеоном Москва, сгорел и дом родителей Венецианова вместе со всем имуществом. Многие ранние работы художника погибли в огне. Однако «Портрет А.Л.Венециановой» уцелел. Дело в том, что, уезжая в начале ХIХ века искать удачи и славы в Петербурге, Венецианов забрал картину с собой, так как портрет матери был ему особенно дорог.
Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотацию
Местонахождение
Другие работы этого художника
Эта работа в подборках пользователей
Портреты
282 работы • 0 комментариев
Венецианов, Алексей Гаврилович (1780-1847)
13 работ • 0 комментариев
Стиль: 49 Реализм
2 476 работ • 0 комментариев
Венецианов
28 работ • 0 комментариев
С этой работой в подборки добавляют

6
Великая княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн-Сайн, урожденная Барятинская
1843, 142.2×212.1 см

2
Пастушок с рожком
27×32 см

3
Портрет В. С. Путятиной
23×30 см

0
Автопортрет
1868, 72.5×55 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.