Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста

Портрет А. Л. Венециановой, матери художника

Предложить название
1801, 66×74 см • Масло, Холст

Описание картины «Портрет А. Л. Венециановой, матери художника»

«Портрет А.Л.Венециановой» – первая из известных нам работ Венецианова. Художнику исполнилось двадцать два, когда он написал портрет своей матери Анны Лукиничны. Она была женой небогатого купца и сама происходила из купеческой династии Калашниковых (возможно, кого-то из её далеких предков воспоёт Лермонтов в «Песне о купце Калашникове»).

По её крепко сжатым губам и напряженно скрещенным рукам можно предположить, что позировать для портрета Анне Лукиничне, скорее всего, приходится впервые и от этого она испытывает смущение и дискомфорт.
Вот еще несколько фактов о ранней работе Венецианова.

Создавая портрет, молодой художник не справился с глубиной пространства
Венецианов был практически самоучкой, не считая того, что его дворовый воспитатель («дядька») Прохорыч иногда давал ему уроки рисования пастелью. Поэтому на его первой картине, при всей её теплоте и обаянии, чувствует неумение передавать пространственную глубину. Фигура матери выглядит уплощенной, в ней почти не ощущается объём.

Пусть с передачей пространства Венецианов совладал не особо, зато заметно, с какой тщательностью начинающий художник постарался выписать складки шали, переливчатое терракотовое платье и атласный чепец своей принарядившейся по такому случаю матушки.

Приём «туше» на портрете позаимствован у Рокотова
Венецианов написал Анну Лукиничну в своеобразном дымчатом ореоле. Такой способ наложения красок в живописи носит название «туше». Своё «туше» Венецианов позаимствовал у знаменитого портретиста XVIII века Федора Рокотова, сделавшего этот приём собственным отличительным знаком. Интересно, что Венецианов был не просто знаком с портретами Рокотова, но и знал его лично, поскольку в юности жил с родителями на той же улице в Москве. Рокотов не был его кумиром, но в 1800-е годы определённо являлся примером для подражания.

Картина могла бы погибнуть, как другие ранние работы Венецианова
В 1812 году, когда горела оккупированная Наполеоном Москва, сгорел и дом родителей Венецианова вместе со всем имуществом. Многие ранние работы художника погибли в огне. Однако «Портрет А.Л.Венециановой» уцелел. Дело в том, что, уезжая в начале ХIХ века искать удачи и славы в Петербурге, Венецианов забрал картину с собой, так как портрет матери был ему особенно дорог.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Варвара Римская-Корсакова (мадам Римская-Корсакова)
  • Автопортрет
  • Великая княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн-Сайн, урожденная Барятинская
Портреты
282 работы • 0 комментариев
  • Девушка с гармошкой
  • Пастушок с рожком
  • Автопортрет
Венецианов, Алексей Гаврилович (1780-1847)
13 работ • 0 комментариев
  • Портрет А. М. Стааль
  • Дети художника. Ольга и Антоша Серовы.
  • Стог сена
Стиль: 49 Реализм
2 476 работ • 0 комментариев
  • Портрет В. С. Путятиной
  • Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П. А. Чичерина
  • Портрет детей Панаевых с няней
Венецианов
28 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Великая княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн-Сайн, урожденная Барятинская
6
Великая княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн-Сайн, урожденная Барятинская

1843, 142.2×212.1 см
Пастушок с рожком
2
Пастушок с рожком

27×32 см
Портрет В. С. Путятиной
3
Портрет В. С. Путятиной

23×30 см
Автопортрет
0
Автопортрет

1868, 72.5×55 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.