Биографических данных о Доменико Гирландайо (итал.
Domenico Ghirlandaio), одном из флорентийских художников эпохи Кватроченто, до потомков дошло куда меньше, чем его полотен и фресок. Гирландайо был плодовит, обладал недюжинной работоспособностью, и, судя по всему, был начисто лишен духа авантюризма, часто пронизывающего жизненный путь великих. Но кое-что искусствоведам известно, преимущественно из «Жизнеописаний»
Вазари.
Настоящее имя Гирландайо – Доменико ди Томмазо Бигорди (итал.
Domenico di Tommaso Bigordi). Он родился в 1449 году во Флоренции в семье ювелира Томаззо Биггорди. Вазари утверждает, что прозвище «Гирландайо» золотых дел мастер Биггорди получил за изобретение гирлянд. Однако эти украшения были известны во Флоренции уже давно, поэтому можно предположить, что ювелир оказался «популяризатором бренда», изготавливал гирлянды настолько филигранно, что украшения широко вошли в моду у флорентийских синьор. Но Вазари мог и нафантазировать. В сухих налоговых декларациях того времени отец Гирландайо упоминается как мелкий торговец и даже кожевенник. Как бы там ни было, кроме версии Вазари, у биографов художника толком ничего и нет.
Несмотря на отсутствии в жизнеописании Гирландайо цветистых фактов о тюрьме, суме и поножовщине (какими может «похвастаться», например,
Караваджо), масштабный поступок он все же совершил – отказался соответствовать ожиданиям отца. Мальчиком Гирландайо был отдан в обучение в ювелирную мастерскую, однако такая карьера его явно не прельщала. Он закрывался в подвалах, прятался на чердаках, но не обтачивал кольца, а рисовал. За сопротивление отцовской воле Гирландайо даже подвергался побоям. Но подобное противостояние судьбе только закалило его характер и укрепило талант. Художник рисовал каждого, кто оказался на пороге мастерской, всех, кто случайно проходил мимо, и научился на лету схватывать мельчайшие детали внешности и воспроизводить их с невероятной скоростью. Впоследствии Гирландайо, уже ставший хозяином собственной художественной мастерской, работал очень быстро, что поражало современников. Поражало их и другое – точность портретов Гирландайо.
Доменико Гирландайо - портретных дел мастер
Раннеренессансный портрет – это, по сути, и есть Гирландайо. Шедевр
«Портрет старика с внуком» (1480-е) является, пожалуй, одним из первых в искусстве обращений к теме «маленького человека», одним из первых реалистичных и эмоциональных портретов. Но это и характеризует Ренессанс – интерес к реальному, а не к идеальному. Старик у Гирландайо – не таков, каким он должен быть, а таков, каков он есть, со всеми шишковатыми наростами на носу: гуманизм не стесняется правды жизни. Еще одна знаменитая станковая работа Гирландайо –
«Портрет Джованны Торнабуони» (1488). Здесь, как и в большинстве итальянских портретов XV века, красота модели как раз идеализирована, ее профиль спокоен и почти не выражает эмоций. Но Гирландайо передает ее внутренний мир за счет деталей – брошь, молитвенник, четки. Эту приверженность к жанровым деталям, к мельчайшим подробностям, способным оживить историю и приблизить ее к восприятию широкой аудитории, Гирландайо переносит на фрески. Отличительной особенностью фресок художника также является портретность. Среди зрителей той или иной мистической истории на фреске мы узнаем лица реальных заказчиков работы (автором ноу-хау, предположительно, является
Мазаччо, но именно Гирландайо было суждено превратить увековечивание на фресках заказчиков и приближенных к ним особ в тренд). А во внешней обстановке и в обрамляющем пейзаже находим схожесть с настоящей Флоренцией XV века. К примеру,
на фресках для капеллы Сасетти в церкви Санта-Тринита можно обнаружить реальные образы не только семьи донатора Сассети, не только Лоренцо Медичи, но даже группы флорентийских поэтов, при этом все действо разворачивается на фоне гражданского центра современной Гирландайо Флоренции. А на алтарном образе
«Поклонение пастухов», написанном для той же церкви, есть автопортрет Доменико Гирландайо – самого себя художник вывел в образе одного из пастухов. Гирландайо словно говорит нам: эй, библейский сюжет, конечно, важен, но посмотрите, сколько прекрасной настоящей жизни вокруг! Святые святыми, но мы-то здесь, мы-то живы! Безусловно, фрески Гирландайо могли появиться только во Флоренции эпохи Кватроченто, переживающей, что называется, свои «тучные годы».
Художник Гирландайо как глава корпорации
После смерти отца Доменико Гирландайо унаследовал ювелирную лавку, но работать в ней, естественно, не стал. Гирландайо пошел учиться живописи к
Алессо Бальдовинетти (предположительно), а затем, вместе с братьями
Давидом и
Бенедетто, основал художественную мастерскую. Исключительно своим именем Доменико Гирландайо мог подписать разве что первые работы. Впоследствии же заказы выполняла вся корпоративная команда, куда, помимо братьев Гирландайо, входил Себастьяно Майнарди, ставший зятем Доменико. Сын Гирландайо
Ридольфо тоже стал художником, и династия золотых дел мастеров органично преломилась в династию живописцев.
Участники семейного подряда работали много и добротно. В 1481 году слава о бренде «Гирландайо» дошла до папы Сикста IV. Группу художников, состоящую из
Боттичелли,
Перуджино,
Россели и Гирландайо, пригласили для росписи Сикстинской капеллы, где Гирландайо выполнил фреску
«Призвание апостолов Андрея и Петра». Кстати, о Боттичелли: живописцы то конкурировали, то сотрудничали, подглядывая друг у друга секреты мастерства и соревнуясь за заказы. Написанная для церкви Оньиссанти фреска Боттичелли
«Святой Августин» составляет пару работе
«Святой Иероним» Гирландайо. И в этом месте исследователи склонны называть творчество Гирландайо добротным ремеслом, сравнивая его с глубоким и страстным искусством Ботичелли.
Самым важным (для потомков) заказом Гирландайо стало предложение расписать капеллу церкви Санта-Мария Новелла от Джованни Торнабуони, родственника
Лоренцо Медичи Великолепного, тогдашнего правителя Флоренции. Фресковый цикл, выполнявшийся Гирландайо с 1485 по 1490 годы, посвящен истории Иоанна Крестителя и Девы Марии, и является одним из монументальнейших памятников Возрождения. (
«Рождество Богоматери»,
«Встреча Марии и Елизаветы»). При этом самым престижным заказом мастерской Гирландайо оказался контракт от флорентийского правительства на роспись Зала лилий в Палаццо Веккьо (
1,
2). И это свидетельствует о том, что мастерская Гирландайо действительно являлась лучшей во Флоренции, ведь представители флорентийской элиты довольно скептически относились к мастерам-землякам.
За счет чего Гирландайо удалось достичь не только творческого, но и коммерческого успеха? Во-первых, он работал как вол, посещения муз не дожидался, а брался за каждый предлагаемый заказ, намереваясь
«расписать историями сплошь все стены, опоясывающие город Флоренцию», как цитирует нашего героя Вазари. Во-вторых, мэтр Гирландайо, как говорится, не пачкал подошвы о быт. Едва мастерская стала процветать, художник переложил все менеджерские хлопоты на брата Давида и в упор не замечал мирской суеты. Результатом сочетания таланта, трудолюбия и отказа от второстепенного стали фрески для большого количества церквей и капелл, станковые
«Посещение Девой Марией Святой Елизаветы»,
«Христос во славе»,
«Поклонение волхвов», написанное для знаменитого Приюта Невинных. И это только малая часть его творческого наследия. Искусствоведы не зря назвали Гирландайо «рабочей лошадкой Ренессанса».
Учитель Микеланджело
Имя Гирландайо не на слуху у среднестатистического посетителя музеев. При этом от искусствоведов не может ускользать тот факт, что Гирландайо в течение года был учителем Микеланджело Буанаротти. Именно в школу-мастерскую Гирландайо отец 14-летнего Микеланджело отправил своего гениального отпрыска учиться искусству рисунка. Однако кто кого учил – вопрос. Вазари утверждает, что
«мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, видя, как он некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше». Однажды Микеланджело обвел своей рукой рисунок, выполненный Гирландайо. Доменико взглянул на работу и воскликнул:
«Ну, этот знает больше моего!». «Звездной болезнью» Гирландайо явно не страдал. Возможно, именно способность Гирландайо разглядеть в другом гения и позволили в какой-то степени Микеланджело стать тем, кем он стал. Искусствоведы считают, что фресковая школа Гирландайо отчасти прослеживается в росписи потолка Сикстинской капеллы, выполненной Микеланджело в начале 1500-х.
Художник вне профессии
Помимо творчества и работы, в жизни Гирландайо присутствовала и любовь. Известно, что Гирландайо был два раза женат, и, судя по всему, удачно. Первая жена Констанца подарила художнику четверых детей и скончалась в родах. Вторая жена Антония родила от Гирландайо еще пятерых детей.
В январе 1494 года Гирландайо скосила неизвестная инфекция, сопровождающаяся жестокой лихорадкой, и 11 января 45-летний художник скончался.
«Погребен в субботу вечером в Санта-Мария-Новелла между 24 и часом. Потеря сия велика, поскольку покойный был мужем значительным во всех отношениях, и горе было великое для всех»,– пишет Вазари. Он также упоминает о книге воспоминаний Гирландайо, но до наших дней текст не дошел. Тем не менее, имя Гирландайо навсегда останется вписанным в историю итальянского Ренессанса, и, без сомнения, золотыми буквами.
Автор: Анна Котельникова