Регистрация
1560-е , 129.8×181.2 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Даная под золотым дождем

Описание картины «Даная»

«Данаю» иногда называют «самым эротичным шедевром Тициана». Существует, по меньшей мере, пять версий картины, одна из которых хранится в музее Прадо.

Мифологическая основа картины Тициана

Согласно мифу, Акрисию, царю греческого Аргоса, дельфийский оракул возвестил, что его сместит с престола собственный внук, которого в будущем родит царская дочь, красавица Даная. Напуганный предсказанием, Акрисий заточил Данаю в башню, куда не доберётся ни одни из смертных. Красотой Данаи пленился Зевс. Бог-громовержец проник к ней в виде золотого дождя. От этой связи на свет появился герой Персей.

Пять «Данай» Тициана

Первый вариант «Данаи» Тициан написал в 1544-1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе, одного из богатейших людей Италии (по слухам, моделью являлась любовница кардинала – известная куртизанка по прозвищу Ангел). Картина хранится в Неаполе, в музее Каподимонте, и отличается от всех последующих версий составом персонажей: во всех остальных будет присутствовать старая кормилица (или служанка). В первой же версии этой героини не было: вместо неё в ногах у Данаи располагается купидон с крылышками и луком, что вполне логично, учитывая образ жизни натурщицы, с которой писалась картина. Да и мифический золотой дождь приобретает в этой связи совсем новые оттенки смысла.

Второй вариант «Данаи» создан около 1553 года для испанского короля Филиппа II. Здесь вместо купидона возникает старая кормилица, которую Тициан будет повторять во всех последующих версиях. Во многом такое изменение оказалось удачным. Оно позволило Тициану обогатить композицию целым рядом смысловых контрастов: молодость и старость, красота и уродство, обнажённая фигура и одетая. Впоследствии «Даная» Филиппа II украшала королевские резиденции Алькасар и Буэн-Ретиро, а после войны за независимость в первой половине ХIX века король Фердинанд VII передал её герцогу Веллингтону, и сейчас картина представлена в резиденции Веллингтонов Эпсли-Хаус (Лондон).

Еще две «Данаи» – из собраний Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Историко-художественного музея (Вена) – датируются 1554-м и 1564-м годами соответственно.

Пятая «Даная», хранящаяся в Прадо (репродукция слева), написана в промежутке между 1560-1565 годами. По качеству исполнения она превосходит реплики из Петербурга и Вены. Специалисты отмечают, что из всех версий именно эта отличается наибольшим градусом эротизма. В других версиях ноги Данаи прикрывает полупрозрачная ткань – здесь она отсутствует; выражение лица героини с приоткрытыми губами не просто сияет спокойной умиротворённостью, как в прочих версиях, – оно близко к экстатическому; рука Данаи покоится между бёдер, словно облегчая доступ к её телу Зевсу, падающему сверху в виде дождя из золотых монет.

«Даная» и её особый, «тициановский» колорит

Передача теплого свечения заката, усиливающего эротический накал картины, искуснейшее использование Тицианом полутонов и цветовых антитез, отказ от резко обозначенных разделяющих линий создают естественную мягкость колорита, где краски будто особым образом мерцают от пронизывающего их изнутри света, что и получило название тициановского колорита.

Место «Данаи» в творчестве Тициана

Частота повторения одного сюжета и громкие имена заказчиков свидетельствуют о том высоком положении, которое Тициан Вечеллио занимал в художественной иерархии периода Высокого Ренессанса. Тициан ценился не только как непревзойдённый мастер колорита, но и как виртуоз эротической живописи. Тосканский писатель XVI века Джованни делла Каза замечает: Даная в исполнении Тициана соблазнительна настолько, что в сравнении с ней даже его обнажённая «Венера Урбинская» кажется монахиней.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Ню, Мифологическая сцена

Эта работа в подборках пользователей

  • Тициан Вечеллио. Даная
Тициан
Собирает Olga Levchuk
1 работа • 0 комментариев
  • Джорджоне. Буря
  • Тициан Вечеллио. Даная
  • Якопо Тинторетто. Венера, Вулкан и Марс
Ренессанс. Венеция
Собирает Maria Terentyeva
3 работы • 0 комментариев
  • Жан Оноре Фрагонар. Девочка в постели, играющая с собачкой
  • Жан Оноре Фрагонар. Девушка, играющая с собачкой
  • Гюстав Курбе. Узел с тростью
Собачки в ню
15 работ • 0 комментариев
  • Тициан Вечеллио. Портрет девушки с мехом
  • Тициан Вечеллио. Поклонение Венере
  • Тициан Вечеллио. Даная
Возрождение
Собирает Olga Olga
55 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Тициан Вечеллио. Богоматерь скорбящая
2
Богоматерь скорбящая
Тициан Вечеллио
1550, 68×61 см
Тициан Вечеллио. Венера и Адонис
4
Венера и Адонис
Тициан Вечеллио
1554, 186×207 см
Тициан Вечеллио. Кающаяся Мария Магдалина
7
Кающаяся Мария Магдалина
Тициан Вечеллио
1565, 119×97 см
Тициан Вечеллио. Девушка с корзиной фруктов (Дочь художника Лавиния)
1
Девушка с корзиной фруктов (Дочь художника Лавиния)
Тициан Вечеллио
1558, 102×82 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP