Описание картины «Диптих Мэрилин»
В девять лет Энди заболел хореей Сиденгама (также известной как «пляска святого Витта») и несколько месяцев провел в постели. Мать, которая ухаживала за Уорхолом, искала любые способы развлечь и отвлечь мальчика, но больше всего ему были по душе книжки-раскраски. За каждую аккуратно раскрашенную страницу Джулия давала сыну кусочек шоколада. Спустя много лет Энди напишет свою первую картину, в которой, как и во всех последующих, безошибочно угадываются отголоски его детской любви к раскраскам. Четко очерченные черные контуры и области, ровно заполненные чистым цветом, стали одной из главных особенностей творчества художника.
Уорхол начал работу над
диптихом «Мэрилин» в августе 1962 года, спустя неделю после самоубийства Мэрилин Монро. Это печальное событие заставило художника задуматься об американском культе знаменитостей и о том, как этот культ трансформируется и продолжает существовать после смерти звезды. Эта мысль воплотилась в виде огромного полотна с 50-ю портретами актрисы: половина из них ярко раскрашена, вторая же половина – черно-белая, причем некоторые изображения как будто намеренно «испорчены», слишком бледные либо, наоборот, слишком темные. За основу Уорхол взял знаменитый рекламный снимок Мэрилин из
фильма «Ниагара» 1952 года, но некоторые черно-белые портреты с правой стороны полотна напоминают скорее посмертные маски актрисы. Искусствовед и критик Камилла Палья в своей книге «Glittering Images» заметила, что работа Уорхола как нельзя лучше отображает «множественность значений» жизни и наследия Мэрилин Монро.
Энди Уорхол стал одним из первых художников, использовавших шелкотрафаретную печать в своей работе. За это он, кстати, заслужил немало нареканий от критиков, поскольку занятие живописью предполагало более тесный и длительный контакт художника с используемым материалом. Работы Уорхола же в буквальном смысле штамповались одна за другой. Использование трафаретных печатных форм позволяло Уорхолу производить десятки одинаковых картин за короткое время. Кроме того, как в случае с портретами Мэрилин, так и с другими героями его работ, с помощью этой техники можно было создавать разные версии одного и того же изображения, используя множество цветовых композиций. Первой подобной серией стали портреты Монро, а позже Уорхол стал применять этот метод и с другими картинами.
Автор: Евгения Сидельникова