Картину
«Сбитый ас» Дейнека писал по заказу Всероссийского художественного комбината. Ведомственная комиссия признала ее «несостоятельной в идейно-профессиональном плане». Полотно надлежало списать и уничтожить. Да-да, это не описка, именно уничтожить. Действительно, что же еще делать с «идейно несостоятельными» произведениями? Дейнека, используя свое положение и связи, сумел исхитриться и выкупить картину за один рубль.
В общем, да, есть к чему придраться блюстителям идеологической выдержки. С неба падает сбитый немецкий летчик. А по виду и не скажешь, что немецкий, кажется уснувшим человеком…
Увлечение плакатной живописью и вольное обращение с перспективой, присущие Дейнеке, здесь оказались очень уместны – сбитый ас кажется в буквальном смысле сброшенным, изгнанным с неба. В отличие от несомненно патриотической
«Обороны Севастополя», эту картину скорее можно определить как антивоенную, нежели как патриотическую и укрепляющую дух. Она о том, что человек одинок и хрупок, о том бесконечном и кратком мгновении, в которое он летит, сброшенный с неба, о том, насколько беспомощными и трогательными кажутся его огромные ботинки, пытающиеся найти опору в небе – и не находящие ее. А еще о том, что через мгновение эта жизнь оборвется, и любую жизнь от смерти, а бытие от небытия отделает доля секунды. Она о бесконечном одиночестве, ужасе и покинутости человека – не о счастливом советском строе и даже не о непременной победе советских войск над немецкими.
Разрушенные дома, разбитые машины, противотанковые надолбы – ко всему, влекомый земным притяжением, несется солдат со странно безмятежным лицом. Да, вполне понятно, что Ведомственная комиссия заподозрила идейное несоответствие.
Автор: Алена Грошева