Выставка
«Город и люди. Москва в графике ХХ века» в – это третья выставка из большого проекта Третьяковской галереи, посвященного Москве.
Экспозиция охватывает около семи десятилетий, с 1920-х до 1980-х годов. Многие произведения демонстрируются широкой публике впервые.
Посетители выставки смогут увидеть множество графических работ и гравюр, которые, через множество деталей и нюансов, полнее всего отразили те изменения, которые город претерпел на протяжении ХХ века.
Облик Москвы начала 1920-х годов — это известные памятники старины, зарисованные А.В. Куприным и А.В. Лентуловым, виды улиц и панорамы города в графических сериях В.А. Фаворского и Н.М. Чернышёва, уникальные сцены быта москвичей А.Ф. Софроновой, этапы строительства радиобашни Шухова и мавзолея В.И. Ленина, запечатленные А.И. Кравченком, М.А. Маториным.
В начале 1930-х годов возникла тема новой Москвы с ее расширяющимися магистралями, многочисленными старыми и новыми мостами, масштабными стройками. Такие мастера, как Д.Б. Даран, Н.В. Кузьмин, А.А. Лабас, Т.А. Лебедева, пытались передать ускоренный ритм московской жизни.
Осенью 1941 года Москва стала прифронтовым городом. Работы И.А. Соколова, А.А. Дейнеки, И.Н. Павлова отражают суровость этого непростого времени, духовную и физическую крепость столицы.
Послевоенная столица в рисунках Б.П. Чернышёва, К.К. Купецио, В.Н. Сигорского исполнена особого старомосковского уюта, возвращения к мирной жизни.
Эпоха оттепели глазами художников приобрела, так называемый, «широкоугольный» ракурс. Именно в это время Моска начала бурно расстраиваться. В работах С.Б. Никритина, Г.Ф. Захарова, Г.В. Черёмушкина зритель может увидеть обновленную столицу с ее многолюдьем.
В 1970-е годы Москва постепенно ушла из поля зрения художников как некое целое. В творчестве В.Г. Вейсберга, В.С. Алфеевского, А.Д. Максимова появились темы, связанные с изображением отдельных уголков столицы и их жителей. Собирательный образ города стал редкостью.
По материалам официального сайта
Государственной Третьяковской галереи.