войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1939
Размер: 24×19 см
Местонахождение: Коллекция Merz
Работа в подборках: 18 подборок
Аудиогид

Описание картины «Балерина в голове смерти»

Сальвадор Дали прославился как один из величайших интерпретаторов реальности. «Балерина в голове смерти» («Балерина в черепе») – один из наиболее известных примеров «параноидально-критического метода», который художник разработал в начале 1930-х годов. Аспект паранойи, интересовавший Дали, заключается в способности мозга объединять вещи, которые рационально не связаны.

Свою идею он описал как «спонтанный метод иррационального знания, основанный на критической и систематической объективности ассоциаций и интерпретации бредовых феноменов». При создании произведения искусства эта техника «использует активные процессы разума для визуализации образов и включения их в конечное творение». Один из результатов такой работы – двойное или множественное изображение, неоднозначность которого может трактоваться по-разному. Этот метод Дали разработал в надежде произвести впечатление на своего кумира Зигмунда Фрейда.

В «Балерине в голове смерти» Дали использовал монохроматическую цветовую схему. Череп и девушка написаны серым и бледно-жёлтым цветами на чёрном фоне с чёрными же элементами. Единственный акцент – красный цветок на голове героини. В картине нет резких граней или геометрических форм, все линии и формы органичны.

Череп занимает основное пространство – от самого верха и как бы выходя за раму внизу. Балерина находится перед ним, но кажется, будто обе фигуры слились в единый объект. Пачка танцовщицы принимает форму зубов, руки сведены над головой, и пустое пространство между ними похоже на глазницы. Две большие трещины на груди девушки похожи на нос черепа. Взгляд зрителя фокусируется на ярко-красном цветке и оттуда движется вниз по линиям тела.

Картина, принадлежащая коллекции фармацевтической компании Merz, датирована 1932 годом (со знаком вопроса). Однако доподлинно известно, что художник написал её в 1939-м. К теме черепа он вернулся два года спустя – в сцене «Лицо войны».
Комментарии
Другие работы художника
Исчезающие образы
Исчезающие образы
1938, 56.5×50.5 см
Портрет Галы против света
Портрет Галы против света
1965, 37×34 см
Чтение. Семейная сцена при искусственном освещении
Чтение. Семейная сцена при искусственном освещении
1981, 12×17 см
Автопортрет в студии
Автопортрет в студии
1919, 25×20 см
Прозрачный симулякр, притворное изображение
Прозрачный симулякр, притворное изображение
1938, 72×92 см
Портрет Гала
Портрет Гала
1977, 35×27 см
Дом для эротомана
Дом для эротомана
1932, 14×18 см
Фигура и драпировка на фоне пейзажа
Фигура и драпировка на фоне пейзажа
1934, 55.5×46 см
Портрет Катарины Корнелл
Портрет Катарины Корнелл
1951
Двойное Изображение для "Дестино"
Двойное Изображение для "Дестино"
1946
Рекомендуемые работы
Сергей Александрович Шипилов. Рыбак и море
Рыбак и море
2024, 25×25 см
$234
Оригинал
Наталия Припутникова. Прованс
  • Реклама
Прованс
2021, 70×50 см
$289
Оригинал
Дарья Мотовилова. Царевна-лебедь вятская
  • Реклама
Царевна-лебедь вятская
2025, 100×80 см
Ольга Шацкая. Цветение
  • Реклама
Цветение
2024, 80×60 см
$468
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$409
Оригинал
Алекс Дi. Завораживающая взглядом
  • Реклама
Завораживающая взглядом
70×70 см
$364
Копия
Polina Razumova. Котенок в пруду
  • Реклама
Котенок в пруду
2024, 40×60 см
Алекс Дi. В поиске себя
  • Реклама
В поиске себя
2025, 70×70 см
$600
Копия
Ксения Кит. Морская рапсодия, от гребня к штилю. Диптих.
  • Реклама
Морская рапсодия, от гребня к штилю. Диптих.
2025, 70×180 см
Оксана Токарева. Квартирный вопрос только испортил их
  • Реклама
Квартирный вопрос только испортил их
2025, 70×80 см
$643
Оригинал