Эту картину не приводят в списках «роковых произведений искусства всех времен и народов». Возможно, зря.
…Прекрасная молодая женщина склонилась над цветочным горшком. С базиликом – об этом гласит название одной из известнейших работ художинка-прерафаэлита Уильяма Ханта. Действие происходит в комнате с пышным, богатым убранством. Надлома, трагедии в изображенном сюжете не ощущается. Лишь любопытно, к чему будто бы прислушивается дева, обнимая (или даже, как порой пишут - лаская) затейливо декорированное керамическое изделие, о чем ее думы – или о ком? И при чем здесь само растение?
Частичную отгадку происходящему предоставляет лепнина на горшке, недвусмысленный намек художника. Видите черепа? Что ж, пришла пора кратко изложить содержание поэмы Китса, базирущейся на одной из новелл «Декамерона» Бокаччо – сборника любовно-авантюрных историй, изданного в 1351-1352 годы.
Итак, жила-была во Флоренции девица-красавица, которую браться желали выдать замуж за состоятельного человека, владельца оливковых плантаций. А она возьми, да и влюбись в Лоренцо - простого наемного работника, выполнявшего поручения братьев: демократичные совместные трапезы семейства в компании с клерком сыграли роковую роль. Платоническими мечтами дело не ограничилось. Как-то один из братьев застал Изабеллу, идущую ночью в комнату юноши. Грех прелюбодеяния решено было скрыть самым радикальным образом – убив Лоренцо. Что и было проделано, а Изабелле братья сказали о том, что работник «в командировке» - отправлен с неким поручением за город. Да так и не вернулся. Однако явился к своей возлюбленной в виде призрака и поведал о преступлении, описав подробности, благодаря которым Изабелла нашла могилу любимого. Далее…
Помните сказку Ганса Кристиана Андересена «Эльф розового куста», отчасти «перепевающую» тот же сюжет? Обезумевшая от горя молодая женщина выкапывает тело и отрезает голову Лоренцо.
…Она домой внесла ее тайком
И каждую расправила ресницу
Вкруг усыпальниц глаз, и липкий ком
Его волос расчесывала, литься
Своим слезам позволив, будто льдом
Вод родниковых дав ему умыться.
Так над главой любимого она
Все плакала, вздыхала дотемна.
Потом атласом бережно покрыла,
Пропитанным сладчайшею росой
Цветов Востока; новая могила
Теперь обретена. - В горшок простой
Цветочный положив, припорошила
Она свое сокровище землей
И посадила базилик на ней,
И орошала влагою очей.
Братья, увы, обо всем узнали, отняли горшок-захоронение, и Изабелла вскоре умерла.
История грустная. Сыграла она злую шутку и с самим художником, столь искусно изобразившим обитель погибшей любви и прекрасную в своей печали героиню поэмы. Картину мастер задумывал в 1848 году и сделал ряд набросков. Хотя, как говорят, он пленился волнующей эротичностью новеллы Декамерона, ацент на образе главной героине был сделан не сразу. Наброски изображали и вероломных братьев, проверяющих счета, и Лоренцо за работой.
Прошло почти 18 лет. Мастер женился, и вместе с беременной Фанни Во отправился в путешествие по Италии. Идиллия! Дивная природа, любимая красавица-жена… Самое время создать картину на давно привлекавший сюжет, на этот раз изобразив лишь чудесную, хоть и безутешную Изабеллу. Хорошей ли это было идеей? Судьба была безжалостна к художнику: там же, в Италии, в 1866 году вскоре после родов Фанни умерла от лихорадки. Горевавший художник переносил на полотно черты ушедшей супруги…
Картину он закончил в 1868 году уже в Англии. Ювелирную и волнующую работу мастера высоко оценили коллеги: своих "Изабелл..." вслед за Хантом изобразили другие прерафаэлиты – Уотерхаус и Александер. Но вот женитьбу Ханта на Эдит, сестре Фанни (действо в Англии и вовсе противозаконное - пара уезжала в Швейцарию), прерафаэлиты не приняли, разгорелся конфликт: отношения между "сестрами" и "братьями" в коллективе всегда были непростыми. А картину продолжал преследовать шлейф невезения.
Каноническую работу одного из основателей славного содружества продали в 2014 году с аукциона Christie's за 4,25 миллиона долларов. Этот с виду достойный результат был далек от первоначальной аукционной оценки столь выдающегося полотна (8,4 – 13,4 млн. долларов), как и от надежд Музея Искусств Делавера (США, Delaware Art Museum) решить за этот счет финансовые проблемы учреждения. Картина там хранилась с 1947 года. Понизив стартовую цену – дескать, спрос на работы прерафаэлитов на спаде, - музейщики в итоге выручили неплохую сумму. Был установлен и мировой рекорд стоимости для картин Уильяма Ханта. Но с тех пор «Изабелла с горшком базилика» находится в неизвестной частной коллекции.
Автор: Ольга Потехина
Примечание: отрывок из поэмы Китса приводится в переводе Сергея Сухарева