«Ньютон» – это монотипия Уильяма Блейка, завершённая в 1795 году, а затем переработанная и переизданная в 1805-м. Она входит в серию из двенадцати «Больших цветных гравюр», созданных между 1795-м и 1805 годами и включающих также ряд изображений библейского царя Навуходоносора.
Художник был ярым противником Просвещения, считая, что
«искусство – это Древо жизни, а наука – это Древо смерти». Особую неприязнь он испытывал к теории оптики Ньютона, которая чётко разделяла то, что видно «телесному глазу» и «духовному». Деистическая философия, признающая Бога как далёкого творца, но отрицающее сверхъестественные и мистические откровения, была ненавистна Блейку. Он утверждал, что регулярно переживает видения духовной природы. Он противопоставляет свое «четырёхсоставное зрение» «единственному зрению» Ньютона, чью естественную религию научного материализма называл «стерильной». Художник включил учёного вместе с философами Фрэнсисом Бэконом и Джоном Локком в «адскую троицу».
В своей цветной монотипии Блейк скрывает яростную критику под собственным символическим языком, разработанным как для живописи, так и для поэзии, и непонятным для непосвящённых. Первое, что видит зритель в блейковском Ньютоне, – это абсолютное несходство героя с прототипом (как и в картине
«Духовная форма Нельсона, укрощающая Левиафана», где национальный герой предстаёт с двумя глазами и руками). То, что изобразил Блейк – это идеализированная сущность Ньютона.
Учёный предстаёт обнажённым, сидящим согнувшись на покрытой водорослями скале, очевидно, на дне моря. Его внимание сосредоточено на диаграммах, которые он рисует с помощью циркуля на свитке из белого плаща, символизирующего небесную природу, ниспадающего с левого плеча. Его рай – мир чистой геометрии без жизненных сложностей. Он настолько увлечён своим занятием, что не замечает красоту природы за своей спиной. Блейк выражает своё презрение льстивому поклонению Ньютону, которое воплощено в эпитафии Александра Поупа:
«Природы строй, её законВ извечной тьме таилсяИ бог сказал: «Явись, Ньютон!»И всюду свет разлился».
Сатира Блейка проявляется в том, что Ньютон сидит над своими расчётами на холодной каменой скамье, имеющей явный вид биде или стульчака. На этом престоле бог знаний являет миру жемчужины мудрости, занимаясь отправлением естественных потребностей, и не обращает внимания на то, что прекрасный волшебный мир вокруг превращается в материалистическую уборную.
Стоит отметить, что Ньютон – и об этом знал мало кто из его современников – посвятил около 30 лет своей жизни алхимическим исследованиям. О существовании огромного архива его рукописей религиозного и алхимического содержания стало известно лишь в 1936 году. Среди бумаг есть множество переписанных им молитв о даровании философского камня, обещаний не употреблять его для собственного обогащения и охранять секрет от грешников. У историков и биографов нет единого мнения о причинах, побудивших учёного заниматься подобными экспериментами.
«Большие цветные гравюры» Блейка, в число которых входит «Ньютон», были нарисованы на медных досках, а затем отпечатаны в прессе на листах смоченной бумаги. Оттиски, как правило, не содержат сопроводительного текста, но, судя по всему, Блейк задумал их как противопоставление пар. В таком случае «Ньютон», как предполагают искусствоведы, – это противоположность
«Навуходоносору». Художник видел в учёном символ подавления воображения и творческого, художественного духа разумом, а Навуходоносоре, которого бог превратил в животное за неверие и гордыню, – человека, ставшего рабом чувств. Чистую чувственность, как и чистый разум, Блейк воспринимал как антитезу Воображению.
В 1995 году гравюра «Ньютон» Блейка послужила основой для бронзового монумента, созданного шотландским скульптором итальянского происхождения Эдуардо Паолоцци. Памятник установлен на площади перед Британской библиотекой.
Автор: Влад Маслов