В 1822 г. Палмер познакомился с Джоном Линнелом, который сумел заинтересовать его натурализмом; в 1824 г. Линнел знакомит юного художника с Уильямом Блейком, учеником которого и становится Палмер. Под влиянием Блейка Палмер иллюстрирует книгу Торнтона о Вергилии. С 1826 по 1832 г. художник живет в Шорехеме, в графстве Кент Вокруг него образуется группа хдожников,которые в поисках идеала обращались к «старым» мастерам. В 1837 г. он женится на Ханне, дочери Линнела и уезжает с его женой в Италию,где молодые проводят два года. По возвращении на родину художник пишет по преимуществу акварели и в конце жизни, иллюстрируя Вергилия и Мильтона, воссоздает атмосферу, свойственную произведениям Блейка, а также периоду своей жизни, проведенному в Шорехеме.
Кажется, нет ни одного исследования об английском художнике Сэмюэле Палмере, в котором бы не описывались луна и лунный свет, однажды поразившие четырехлетнего ребенка и наполнившие впоследствии его пейзажи.
Палмер рос впечатлительным и болезненным мальчиком, поэтому он учился дома. Отец знакомил его с латинской, греческой и английской литературой. Литература была их семейной традицией: дед Палмера писал поэмы, отец был книготорговцем и страстным книголюбом. В раннем возрасте Палмер уже читал Мильтона и подчеркивал, кстати, все места, где говорилось о лунном свете.
Он жил на окраине Лондона среди сельских пейзажей, и его склонность к простой идиллической жизни возникла уже в детстве. Он рано начал рисовать и писать. Тематика его живописи оставалась неизменной всю жизнь. Это были картины природы в разное время дня, при ярком солнце и лунном свете. Из работы в работу переходят сцены жатвы спелых хлебов («Долина со спелой пшеницей», 1825), лесные поляны, усыпанные листьями, берег реки или гладь озера с отражающимися в нем звездами, пышно цветущие или отягощенные плодами деревья («Волшебная яблоня», 1830), пасущиеся или спящие при лунном свете овечьи стада и человек среди них как органичная и естественная часть природы. Его живопись всегда энергична и осязательна. Объемы плотны и ощутимы, и даже самые мелкие детали картины вроде мха и лишайника на крыше амбара вызывают ощущение наполненности жизненными соками. В девятнадцать лет в жизни Пал-мера произошло великое для него событие: он познакомился с Уильямом Блейком — поэтом и художником. Стихи, рисунки и, главное, возвышенная духовная жизнь этого человека, далекая от суеты материального мира, казались Палмеру единственно возможным идеалом существования, к которому он стремился. Через два года после этого события Палмер с отцом уехали из Лондона в деревню Шохэм в Кенте, где они прожили семь лет.
Посленаполеоновская эпоха (1820—1830-е годы) характерна для определенных кругов европейского общества стремлением к идиллической жизни, уходом от городской суеты в созерцание природы, погружением в духовный мир человека. Эти процессы отразились как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Во Франции появилась Барбизонская школа, в Англии — недолго просуществовавшая «Идеальная община», предводительствуемая Палмером. Конечно, «община» вдохновлялась Блейком. Определенную роль сыграли его гравюры на дереве к «Пасторалям» Вергилия с их обращением к Золотому Веку.
В эту группу единомышленников входили Эдвард Калверт — самый верный спутник Палмера, Джордж Ричмонд, Джеймс Линнелл — ближайший друг и помощник Блейка и будущий тесть Палмера и некоторые другие.
Молодые художники приезжали к Палмеру в Шохэм, бродили по округе, иногда царапали что-то в блокнотах и приводили в изумление местных жителей, которые принимали их за астрологов, так как они любили гулять по ночам и смотреть на луну и звезды.
Это время было самым плодотворным в творчестве Палмера. Художник был ближе всего к своему идеалу простого и поэтического сельского существования. В этот период Палмер создает целый ряд своих самых лирических пейзажей. Это «Спящий пастух» (1834), «Лунный пейзаж с овцами» (1831), «Яркое облако» (1831), где изображена пасторальная сцена со спящими овцами, пастухом, играющим на свирели, и сидящей около него женской фигурой. Картину венчает яркое клубящееся облако, наплывающее из-за темной густой листвы.
Живопись Палмера в большинстве случаев монохромна. Он любил перо, сепию, индийские чернила, умело пользовался размывками и черно-белыми контрастами. В этой технике исполнено большинство его «лунных пейзажей». Иногда художник прибегал к смешанной технике (гуашь, темпера, акварель) , как в известной работе — «В Шохэмском саду» (1829).
Работы шохэмского периода окрашены живым эмоциональным чувством. Позднее это качество утрачивается. В последние годы жизни Палмер обращается к книжной графике, часто иллюстрируя любимого с детства Мильтона. В истории английской живописи Палмер занимает видное место. Его искусством вдохновлялись и на его творчество опирались многие живописцы XIX века.