Наконец сделан первый арест в громком деле с чередой подделок под старых мастеров, длящемся с 2016 года. Под стражу был взят 61-летний итальянский художник Лино Фронджия. В то же время ордер на арест был выдан на французского арт-дилера и коллекционера Джулиано Руффини, который продал эти произведения.
Скандал с продажей фальшивок под старых мастеров оценивается примерно в 200 миллионов евро или 255 миллионов долларов. Первой картиной, обнаруженной в этом деле, стала «Венера» Лукаса Кранаха Старшего, которую французские власти конфисковали во время выставки коллекции князя Лихтенштейна в 2016 году в Провансе. Аристократ купил работу у Руффини.
Подозрения быстро возникли по поводу других картин, проданных коллекционером. Учёный и консерватор Джеймс Мартин из фирмы Orion Analytical в Массачусетсе, занимающейся аутентификацией, осмотрел предполагаемую работу Франса Хальса и картину, приписанную Франческо Пармиджанино. Он обнаружил, что обе были современными подделками, и Sotheby’s пришлось возместить расходы покупателям (позже аукционный дом приобрёл компанию Мартина, чтобы тщательнее проверять работы, предложенные на продажу).
Подозрения быстро возникли по поводу других картин, проданных коллекционером. Учёный и консерватор Джеймс Мартин из фирмы Orion Analytical в Массачусетсе, занимающейся аутентификацией, осмотрел предполагаемую работу Франса Хальса и картину, приписанную Франческо Пармиджанино. Он обнаружил, что обе были современными подделками, и Sotheby’s пришлось возместить расходы покупателям (позже аукционный дом приобрёл компанию Мартина, чтобы тщательнее проверять работы, предложенные на продажу).
При расследовании под подозрение попал «Давид с головой Голиафа», приписанный Орацио Джентилески, а также ряд других картины, которые пока не называют.
Арест Фронджии связан с картиной, изъятой в апреле 2016 года во время последнего дня выставки Эль Греко в Тревизо. Художник, как сообщается, отрицает обвинения в том, что он подделал произведение под названием «Святой Франциск».
Арест Фронджии связан с картиной, изъятой в апреле 2016 года во время последнего дня выставки Эль Греко в Тревизо. Художник, как сообщается, отрицает обвинения в том, что он подделал произведение под названием «Святой Франциск».
Картина «Святой Франциск», изъятая с выставки Эль Греко в Тревизо в 2016 году по подозрению в подлоге
Это уже не первый случай, когда имя Фронджии, выпускника Академии художеств в Болонье, связывают с подлогом. В 2008 году его друг, итальянский искусствовед и критик Витторио Сгарби, заявил, что видел предполагаемую картину Антонио Корреджо «Лик Христа» в студии Фронджии, а затем она была выставлена в Национальной галерее в Парме. Однако после изъятия подозрительной картины Эль Греко именно Сгарби заявил, что может гарантировать её подлинность, пишет газета Corriere del Veneto.
По сообщению издания The Art Newspaper, ныне разыскиваемый арт-дилер Руффини продал эту работу Фонду Корреджо. Фронджия отрицал, что писал картину, хотя он занимался созданием — но не продажей — других копий работ старого мастера, в том числе другого Христа в стиле Корреджо. Сгарби однажды назвал Фронджию «величайшим из ныне живущих старых мастеров» и поручил ему написать фреску с Девой Марией в стиле барокко для церкви близ Сиракуз в Италии, после того, как оригинал был повреждён во время землетрясения и реконструирован.
По сообщению издания The Art Newspaper, ныне разыскиваемый арт-дилер Руффини продал эту работу Фонду Корреджо. Фронджия отрицал, что писал картину, хотя он занимался созданием — но не продажей — других копий работ старого мастера, в том числе другого Христа в стиле Корреджо. Сгарби однажды назвал Фронджию «величайшим из ныне живущих старых мастеров» и поручил ему написать фреску с Девой Марией в стиле барокко для церкви близ Сиракуз в Италии, после того, как оригинал был повреждён во время землетрясения и реконструирован.
Искусствовед Витторио Сгарби утверждает, что видел эту картину Антонио Корреджо в мастерской Лино Фронджии. Фото: Национальная галерея в Парме
Как и Фронджия, Руффини настаивал на своей невиновности, утверждая, что он всего лишь коллекционер, а ныне попавшие под подозрение картины назвали работами старых мастеров именно кураторы и эксперты. Работы, связанные со скандалом, были показаны в крупнейших музеях, в том числе в лондонской Национальной галерее и музее Метрополитен в Нью-Йорке. В какой-то момент Лувр начал национальную кампанию по сбору 5 миллионов евро (7,25 миллиона долларов), чтобы купить то, что оказалось поддельным Халсом.
Картина «Давид, разглядывающий голову Голиафа», приписываемая Орацио Джентилески, ныне также находится под подозрением
Новости об этих событиях приходят на фоне ожидания вердикта Лондонского коммерческого суда по поводу закрытой продаже домом Sotheby’s так называемого Хальса. Подделку приобрёл за 10 миллионов долларов коллекционер из Сиэтла Ричард Хедрин. За несколько дней до начала слушаний в апреле Sotheby’s уладил с продавцом работы, лондонским дилером Марком Вайсом спор на 4,2 миллиона долларов. Аукционный дом продолжает дело против компании Fairlight Arts Venture, которая была совладельцем произведения и утверждает, что решение Sotheby’s вернуть деньги Ричарду Хедрину было преждевременным.
Ранее нью-йоркский суд вынес решение в пользу Sotheby’s относительно эрзац-Пармиджанино, предписав продавцу Лионелю де Сен-Дона-Пурьеру выплатить компании 1,2 миллиона долларов, чтобы полностью покрыть возврат средств плюс проценты, гонорар адвоката и стоимость аутентификации работы.
По материалам artnet. News