Метафизическая живопись (итал.
Pittura metafisica) — направление в искусстве, возникшее в начале XX века. Новый стиль придумал итальянский художник
Джорджо де Кирико в 1910 году. Позже вместе с единомышленником
Карло Карра они создали движение «Pittura Metafisica» или «Метафизическая живопись». Их фантастические картины изображали «
то, что невозможно увидеть», оставляя общее ощущение изоляции, тревожной реальности и тайны.
Творчество немецких символистов
Макса Клингера и
Арнольда Беклина стало основой эстетических идей и практик де Кирико еще в пору его обучения в мюнхенской Академии изящных искусств. «
…Каждая из его работ вызывает тот же смущающий шок неожиданности ... сочетая в себе сверхъестественность итальянского пейзажа с архитектурными элементами» - писал де Кирико о работах Беклина, но, в целом, именно так можно описать и его собственные картины. Детские воспоминания о Греции, где он родился и вырос, привнесли в творчество художника элементы классической архитектуры древнего мира.
Разрабатывая новое направление искусства – метафизическую живопись – де Кирико обратился к работам философов; наибольший отклик в душе художника получили работы Фридриха Ницше и Артура Шопенгауэра. «
…Чтобы иметь оригинальные, необычные и, возможно, даже бессмертные идеи, нужно всего лишь на несколько мгновений изолировать себя от мира, чтобы самые обычные события казались новыми и незнакомыми» - писал де Кирико в 1912 году. Переехав в Париж в 1911 году, де Кирико довольно скоро привлек к себе внимание ведущих критиков и художественных деятелей. Одним из них стал Гийом Аполлинер, который высоко оценил «метафорические пейзажи» де Кирико и сделал его знаменитым среди представителей авангардного движения.
Де Кирико разработал свою собственную иконографию: статуи, манекены, рыбы, зеркала и архитектурные элементы стали своеобразным словарем форм, посредством которого художник общался со своим зрителем. Обращаясь к подсознательному, создатель метафизической живописи привлек внимание современных мыслителей и философов, в том числе Андре Бретона, будущего теоретика движения сюрреалистов.
С началом Первой мировой войны де Кирико и его младший брат Андреа вернулись в Италию и были зачислены в армию. В 1917 году в военном госпитале Феррары они встретились с Карло Карра и
Филиппо де Пизисом. Де Кирико и Карра, одни из ведущих итальянских художников-футуристов, нашли общие темы и вскоре образовали общество «Метафизическая живопись». Картины и очерки коллег печатались в итальянском журнале по искусству «Valori Plastici» («Пластические ценности»), их выставки проходили в одноименной галерее в Риме, а также в Германии. Критики, увы, стали приписывать изобретение стиля метафизической живописи Карло Карра, который не спешил это отрицать. Это привело к охлаждению отношений между художниками как раз в момент, когда движение привлекло внимание широкой художественной общественности. Несколько позже оба они отказались от метафизических идей в пользу реализма. Тем не менее, картины художников движения «Метафизическая живопись» оказали огромное влияние на зарождающееся сюрреалистическое движение, вдохновляя его ведущих художников -
Макса Эрнста,
Ива Танги,
Рене Магритта и
Сальвадора Дали.
Знаковые картины в стиле метафизическая живопись:
«Загадка осеннего дня», Джорджо де Кирико, 1910
«Песнь любви», Джорджо де Кирико, 1914
«
Овал явления», Карло Карра, 1918
«Метафизический натюрморт с треугольником», Джорджо Моранди, 1919
Художники, работавшие в стиле метафизическая живопись:
Джорджо де Кирико,
Карло Карра,
Филиппо де Пизис, Альберто Савинио (Андреа де Кирико),
Джорджо Моранди,
Феличе Казорати, Артуро Мартини.