Конструктивизм – направление в искусстве, возникшее и окрепшее в Советской России в 20-х годах XX века. Лаконичная форма произведений, лишенная «красивостей» и «украшательств», должна быть максимально функциональной и разработанной для удобного ее применения в массовом производстве - отсюда еще один термин: «
производственное искусство».
Характерный для конструктивизма аскетизм в изобразительных средствах выражения выделяет это направление среди похожих стилей русского авангарда и футуризма, из которых он вырос и сформировался. Для стиля характерны: бедная цветовая гамма (не более 3-4 цветов одновременно), выразительные, но простые геометрические формы, присутствие механистической эстетики в виде орудий труда и механизмов.
Конструктивизм был взят на вооружение молодой советской властью и объявлен «первым советским искусством», но в результате идеологической борьбы был отринут. Постановлением от 1932 года конструктивизм был объявлен формалистическим и, фактически, запрещен. Ему на смену пришел соцреализм в живописи и «сталинский ампир» - в архитектуре.
Конструктивизм оказал существенное влияние на современные творческие движения XX-го века, причем не только в пределах России. Последствия его влияния прослеживаются в основных тенденциях немецкой школы дизайна Баухауса и голландского художественного движения Де Стейла, в творчестве мастеров Европы и Латинской Америки.
Знаковые работы в стиле конструктивизм:
«
Памятник III Интернационала» («
Башня Татлина»),
Владимир Татлин (1919−20)
«Книги»,
Александр Родченко (1924)
"
Пространственно-силовое построение",
Любовь Попова (1921)
Художники стиля конструктивизм Владимир Татлин,
Любовь Попова,
Александр Веснин,
Александр Родченко,
Варвара Степанова,
Василий Кандинский,
Эль Лисицкий,
Наум Габо, Карлос Мерида,
Ле Корбюзье,
Вальтер Гропиус, Мис Ван-дер-Роэ.