Бидермайер (от нем.
biedermeier — простодушный, обывательский) - это направление в немецком и австрийском искусстве, популярное в первой половине XIX века. Стиль являет собой некоторую смесь ампира и романтизма, в которой эстетическое богатство ампира преобразовывается в картину камерного домашнего уюта. Бидермайер в живописи впитал в себя множество стилей: в картинах видно влияние рококо, реализма, сентиментализма, романтизма. Но это художественное направление так и не заслужило уважение искусствоведов и получило характеристику провинциального, пошлого и мещанского. Зато в обществе простодушное искусство стало популярным. Авторы бидермайера не питали уважения к академическим традициям и старым мастерам. Художники демонстрировали виртуозное владение кистью и бесцеремонно упрощали сюжеты и философию произведений, делая живопись комфортной и понятной людям, чуждым "высокого искусства".
Общество Германии начала XIX века чувствовало усталость от политических потрясений: Французской революции, наполеоновских войн, передела государственных границ в Европе. В стране появился средний класс, представители которого предпочитали сосредоточиться на внутренних житейских проблемах и радостях. Люди ценили комфорт и безопасность и не стеснялись наслаждаться спокойным бытом. Эти настроения проявились в живописи, интерьере, декоративном искусстве. Название стилю дали пародийные юмористические стихи, которые публиковали в одном из мюнхенских журналов. Их вымышленный автор Готлиб Бидермейер – застенчивый, благодушный и сентиментальный обыватель, незадачливый любитель спокойной жизни и уюта, стал символом мещанства.
Картины в стиле бидермайер легко узнать человеку, даже если тот не разбирается в искусстве. Центральной темой полотна является жизнь «маленького человека», которую художник изображал с юмором и добротой. Живопись стала малоформатной, но персонажи и детали интерьера вырисовывались с удивительной четкостью и детализацией. Изображения отличала статичность и обилие деталей, которые не несли никакой символической или философской нагрузки. Героями картин бидермайера стали представители среднего класса: поэты, ученые, музыканты, фермеры. Художники изображали их в спальне среди разбросанных вещей, в уютных садиках, на прогулке по городским улочкам. Атмосфера живописи в стиле бидермайер согревала сентиментальностью и благодушием. Тонкое художественное исполнение деталей дарило удовольствие неторопливого изучения произведения.
Мастера бидермайера создавали пейзажи, натюрморты, портреты, но самым популярным и ярким отражением стиля стала жанровая живопись и бытовые сценки. Художественный опыт романтизма отражался в техниках и сюжетах произведений поэтическим взглядом на мир, который «провинциальный стиль» приземлил и воплотил в будничной жизни. Художник вместе с героями любовался цветами, бабочками, уютными предметами интерьера и милыми безделушками. Батальная, историческая, мифологическая живопись не пользовались спросом ни у авторов, ни у зрителей. Исключение составлял мир сказок и немецкого фольклора – художники охотно иллюстрировали «Сказки братьев Гримм» и немецкие пословицы.
Картины в стиле бидермайер:
«
Бедный поэт» 1839, «
Воскресная прогулка» 1841, «
Любитель кактусов» 1845, «
Посыльный в Розентале» 1858 , «
Прерванное созерцание» 1861 Карла Шпицвега; «
Свежий кавалер» 1846, «
Разборчивая невеста» 1847, «
Завтрак аристократа» 1850 Павла Федотова; «
Возвращение фермера» 1833 Фердинанда Георга Вальдмюллера; «
Сельская школа» 1845, «
Ночной сон нарушен» 1851 Иоганна Петера Газенклевера.
Художники направления бидермайер:
Карл Шпицвег (1808-1885) – самый яркий и популярный представитель стиля.
Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793 – 1865),
Фридрих фон Амерлинг (1803 – 1887),
Фридрих Гауерманн (1807– 1862), Иоганн Баптист Рейтер (1813 – 1890),
Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852).