Сергей Константинович Зарянко ( 24 сентября (6 октября) 1818, Ляды Могилёвской губернии - 20 декабря 1870, Москва) - выдающийся портретист, мастер интерьерного жанра. Педагог, автор трудов по теории искусства и по методике преподавания.
Особенности творчества Сергея Зарянко: портреты мастера, талант которого в свое время заметил Венецианов, великолепно передают сходство с реальными людьми. Эти работы производили большое впечатление на современников и были востребованы заказчиками. По мнению художника, максимально правдивая передача натуры приближала произведение к истине. Большую роль в достижении поставленной задачи играли тонкие тональные светотеневые моделировки, помогающие выявить «скульптурную объемность» форм. Живописец умело воспроизводил фактурные свойства материалов – бархата, кружева, атласа, муара, золотого шитья – весьма вдумчиво подходил к выбору аксессуаров.
Известные картины Сергея Зарянко: "Девочка в голубом платье. Портрет Наталии Сергеевны Зарянко, дочери художника", "Портрет семьи Турчаниновых", портреты Венецианова (1, 2).
С. К. Зарянко родился в селе Ляды Могилёвской губернии в семье крепостного крестьянина. Получив вольную, его отец вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург. В 1834 году Зарянко в качестве вольнослушателя стал посещать Императорскую Академию художеств. Одновременно он обучался у Алексея Гавриловича Венецианова. В 1838 году получил звание неклассного (свободного) художника, а в 1843 году «за искусство и познания в живописном перспективном художестве» ему было присвоено звание академика. В 1850-м Сергей Зарянко стал профессором исторической и портретной живописи.
Зарянко также выступил как автор ряда трудов по теории искусства и по методике преподавания. Он обучал рисованию в различных учебных заведениях. В 1856 году художник получил должность инспектора и старшего профессора в Московском училище живописи и ваяния, где у него учились Василий Перов, Василий Пукирев, Илларион Прянишников, Владимир Маковский.
В 1860-е годы слава Зарянко стала меркнуть. В это время на арену художественной жизни пришло новое поколение художников, а вместе с ним возникла и новая эстетика критического реализма. Но Зарянко не мог и не хотел менять свою сложившуюся живописную манеру, а желал лишь совершенствоваться на некогда избранном пути. Он продолжал много и напряженно работать, но его новые произведения критиковали за натуралистичность и ремесленный подход к натуре.
Разочарованный холодным приемом критики и публики, переживший свою славу Зарянко скончался в Москве в возрасте 52 лет 20 декабря 1870 года.
По материалам Третьяковской галереи