Сандро Боттичелли и Данте Алигьери связаны единой нитью, походящей через историю. Художник эпохи Возрождения был очарован автором «Божественной комедии», который жил двумя веками ранее. Считается, что иллюстрировать литературное произведение Боттичелли начал по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо по прозвищу Пополано – одного из представителей могущественного семейства Медичи. На создание рисунков ушло много лет, и они раскрыли необычайную чувствительность Боттичелли и его глубокое знание поэмы Данте.
Хотя к концу XV века печатная книга быстро вытеснила традиционные и очень дорогие иллюстрированные рукописи, величайшие библиофилы всё ещё заказывали их. Боттичелли использовал технику серебряной иглы для создания рисунков, и большинство из них так и остались непроработанными. Ряд иллюстрация прорисован тушью, но полностью раскрашены темперой лишь четыре страницы (
1,
2).
Один из таких рисунков –
«Карта Ада», визуальное представление загробного мира. Многие искусствоведы согласны с тем, что это одна из самых впечатляющих работ Боттичелли. Ад здесь представлен в виде перевёрнутого конуса, полного кровавых деталей. В «Комедии» Данте рассказывает, что он возник, когда Бог сбросил
Люцифера на Землю. Последний, как источник Зла, находится в центре Земли – в самой дальней точке от Создателя. В кругах загробного мира грешники искупают свои преступления, и художник невероятно подробно
изображает их муки. Этой темой он особо интересовался в последние годы своей жизни под влиянием фанатичного проповедника Джироламо Савонаролы. Тот был фактическим правителем Флоренции с 1494-го по 1498 годы, и под воздействием его проповедей Боттичелли пережил глубокий личный и духовный кризис, который повлиял в том числе на визуальную интерпретацию «Ада» Данте.
В своём тексте поэт оставил подсказки, по которым можно вычислить дату его путешествия в Ад. Сама поэма начинается словами
«Земную жизнь пройдя до половины…» – свидетельство того, что Данте исполнилось 35. Он считал, что люди живут по 70 лет, как это записано в псалме 89 (
«Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет») и обозначил середину своей жизни. Автор родился в 1265 году, значит, действие происходит в 1300-м. Дальнейшие астрономические «ключи», разбросанные по всему произведению, дают основания предполагать, что герой спускается в преисподнюю вечером Страстной пятницы, то есть с 7 на 8 апреля.
Многие предшественники Боттичелли украшали рукописи «Божественной комедии», но именно его рисунки насыщены подробностями и исключительно точно следуют эпосу Данте. «Карта Ада» – это многослойный образ ужаса и страдания. Скупые вынуждены вечно толкать тяжёлые камни, гневные и угрюмые навсегда застряли в мутной воде Стикса, а еретиков пожирает очищающий огонь. Их со всех сторон охраняет множество бесов.
Точная дата создания иллюстраций неизвестна и до сих пор является предметов научных споров. Учёные считают, что Боттичелли работал над ними несколько лет и называют два наиболее вероятных периода – с середины 1480-х годов до примерно следующего десятилетия или между 1480-м и 1505-м годами. Лоренцо ди Пьерфранческо в 1501 году был арестован по подозрению измене республике и умер в заключении в августе 1503 года. Боттичелли так и не закончил работу.
В настоящее время известно о существовании девяноста двух пергаментов с рисунками. Восемьдесят пять из них были обнаружены в конце XIX века в коллекции герцога Гамильтона. В 1882 году директор берлинского Гравюрного кабинета Фридрих Липпман, действуя быстро и тихо, выкупил все листы для коллекции своего музея. Сообщение о продаже вызвало протесты в британской прессе и парламенте, однако аннулировать сделку не удалось.
Вскоре после этого выяснилось, что еще восемь рисунков из той же рукописи находятся в библиотеке Ватикана. Прежде они принадлежали шведской
королеве Кристине, и после её смерти в Риме в 1689 году были куплены папой Александром VIII. В их число входит и «Карта Ада».
Время разделения этих страниц неизвестно. Впервые за столетия хрупкие работы из Берлина и Ватикана собрались вместе в 2000-2001 годах на выставке, которая объехала столицу Германии, Рим и Лондон. Её сопровождал альбом, где каждый рисунок воспроизведён в великолепном качестве. Книгу завершают восемь эссе о Боттичелли, Медичи и «Божественной комедии».
Автор: Влад Маслов