В 1940-е годы Рене Магритт экспериментировал со стилями в своем творчестве и отошел от своей «фирменной» реалистически-отстраненной манеры письма. Во время Второй мировой войны художник находился под влиянием импрессионизма, в частности — произведений Ренуара, а позже, в 1947-1948 годах, вдохновлялся фовизмом. Из-за чрезмерной грубости, небрежности, яркости и гротескности работ этот период творчества Магритта называют «vache», что в переводе с французского означает «коровий».
Однако после провальной выставки, прошедшей в Париже в мае 1948 года, живописец вернулся к магическому реализму, столь полюбившемуся публике. Уже в следующем году он начал серию произведений «Перспективы», отразившую его своеобразное отношение к смерти.
Впервые с темой небытия художник столкнулся в детстве: одним из его ранних воспоминаний стало заброшенное кладбище, на котором Рене играл со своей подругой. Вроде бы там мальчик встретил живописца, устроившего пленэр, и был очарован его работой: «Его искусство казалось мне магией, а сам он — наделенным высшей силой», — рассказывал позже Магритт. Вторая встреча со смертью оказалась более опосредованной и болезненной: в 1912 году, когда Рене было всего 13 лет, его мать покончила жизнь самоубийством. Хотя современные исследователи спорят с растиражированной историей и утверждают, что, вопреки ей, Магритт не присутствовал при извлечении тела из воды, однако это событие не могло не оказать влияния на его последующее творчество.
В период между 1949 и 1960 годами Рене Магритт создал множество важных произведений, а серия с гробами, заменяющими людей, стала одной из значимых в его творчестве. Действительно, шокирующая особенность полотен-вариаций на «Балкон» Мане, «Мадам Рекамье» Жерара и «Мадам Рекамье» Давида. - точное воспроизведение поз героев шедевров, на месте которых оказались деревянные гробы.
В этих работах Магритт использовал свой излюбленный прием: неожиданное сопоставление предметов и персонажей во вполне обыденной обстановке. В случае данной серии мы не знаем, что случилось с героями произведений — умерли ли они или подверглись безжалостной метаморфозе, но, так или иначе, мы имеем дело с изображениями, на которых жизнь претворилась в смерть.
Это отражается и в названиях полотен: все они начинаются со слова «perspective», что с французского переводится как «перспектива» или «вид на будущее» — речь идет о судьбе, ожидающей нас всех.
Картина «Перспектива: Мадам Рекамье Давида» была написана Рене Магриттом в 1950 году, а затем повторена в 1951-м. На обоих версиях художник воспроизводит неоклассические цвета и детализацию мазков оригинала, а также копирует интерьер, окружавший светскую львицу и хозяйку некогда популярного в Париже салона. Единственное отличие — на месте молодой женщины появился гроб, который, тем не менее, «восседает» на кушетке горделиво и чуть откинувшись назад – точно так, как это делала сама мадам Рекамье, позируя Давиду. Драпированная ткань, накинутая на софу, имитирует складки платья девушки, а позолоченные детали гроба парадоксальным образом свидетельствуют о ее статусе.
Нам неизвестно, является ли «Перспектива» агрессивным актом, «стирающим» женскую красоту, или же это простое напоминание о неизбежности смерти, но в любом случае это произведение удивляет зрителя и выбивает его из колеи.
В настоящее время работа «Перспектива: Мадам Рекамье Давида» 1950-го года находится в частной коллекции, а вариант 1951 года экспонируется в Национальной галерее Канады.
Текст подготовила Элина Багмет