Красные младенцы, гримасы «селфи», украшенные черепа, кошмары тьмы и фентези-рыцари — странными образами жонглируют не только современные художники! Смотрим и удивляемся — неужели работы созданы так давно? Заодно узнаем работы современников, вдохновленных шедеврами прошлого. Фуке и Вудрофф, Карпаччо и Ерко, Хокусаи и Цезарь… Интересные парочки!
1. Жан Фуке "Меленский диптих" (1450 г.)
На правой створке диптиха, написанного для церкви в Мелене — бритая женщина с голой грудью и ребенком на руках, окруженная красными и синими младенцами. Техника, композиция, цвета — картина выглядит, что называется, как новенькая, хотя работа написана в далеком XV веке! Отчего же так? Давайте разбираться.
Белая Мадонна, ярко-красные и синие ангелы — выбор неслучайный. Это цвета королевского герба. Прототипом Богоматери с голой грудью стала Агнесса Сорель — любимая женщина короля, которая жила при дворе параллельно с некрасивой и нелюбимой женой. Впрочем, умудрившись с ней… подружиться и стать фрейлиной! Прекраснейшая из женщин (по однозначному утверждению современников, включая папу Пия II), она родила королю троих детей и умерла при родах четвертого. Возможно, в память о ней была заказана эта картина.
Кстати, если вы все еще недоумеваете о несколько странном виде богоматери на картине, — дело в том, что мадам Сорель в свои лучшие годы была законодательницей придворной моды. И одной из ее находок была именно эта деталь: облегающие платья с низким декольте, обнажавшим одну грудь.
Кстати, если вы все еще недоумеваете о несколько странном виде богоматери на картине, — дело в том, что мадам Сорель в свои лучшие годы была законодательницей придворной моды. И одной из ее находок была именно эта деталь: облегающие платья с низким декольте, обнажавшим одну грудь.
Диптих заказал королевский казначей Этьен Шевалье. Его портрет — на левой створке диптиха, которая хранится в Берлине (правая — в Антверпене).
Шедевр Фуке отлично «вписывается» в видения современных фентезийщиков: при незнании подробностей и года создания его работы, вполне можно принять картину за современную! А ниже — настоящая «современница» из пантеона образов Патрика Вудроффа, к сожалению, покинувшего этот мир не так давно.
2. Жан-Жак Леке «Я Дева, но не святая» (ок. 1810 г.)
Жан-Жак жил в XVIII—XIX веках (1757−1826 гг.), славился экстраординарными рисунками и любовью к так называемой «говорящей архитектуре». Он создавал проекты зданий, по внешнему виду которых должно быть очевидно их предназначение.
Вообще идея создания такой архитектуры принадлежит Клоду-Николаю Леду, но Жан-Жак в свое время ей тоже проникся.
Вот, к примеру, его эскиз двери охотничьего угодья: весьма современные линии и формы! Глядя на этот эскиз, вспоминается и сторона — «новодел» Собора Святого Семейства Гауди.
Жан-Жак учился и развивался как профи во времена Французской революции — неудивительно, что и в рисунке ему хотелось создавать что-то эдакое: свежее, необычное и провокационное.
И дело тут не в дамочках с голой грудью и не в головах животных: то, как он наносил штрихи и краски, как передавал выражение лиц людей — весь стиль его творчества был достаточно революционным.
Кстати, Леке предвосхитил появление сэлфи: на своих карандашных автопортретах он кривляется не хуже, чем блондинка в instagrsam.
Но, конечно, от его работ веет тревожностью — сказывалась революционная эпоха.
Но, конечно, от его работ веет тревожностью — сказывалась революционная эпоха.
3. Генри Уоллис «Смерть Чаттертона» (1856 г.)
Если вы или же кто-то из знакомых увлекается музыкой в стиле «прогрессивный рок», стоит взглянуть на эту работу — и просто опешить от изумления. Как?! Старинная картина? Или ранний вариант обложки знаменитого альбома группы Marillion 1984 г.
Картина прерафаэлита Генри Уоллиса (1830−1916) «Чаттертон» (1856) скандально знаменита: юный поэт, покончивший жизнь самоубийством в 17 лет, чьи произведения были опубликованы посмертно, был романтическим героем эпохи. Непризнанный гений отравлен — он будто спит…
Для полотна Уоллису позировал английский поэт Джордж Мередит (George Meredith, 1828 — 1909), и такова была сила искусства художника, что жена поэта сбежала с ним по завершении картины! Сенсационный в то время шедевр получил самый широкий резонанс сразу же после выставки в Королевской Академии в 1856 году, и ныне хранится в Tate. А еще — вдохновляет художников. Марк Уилкинсон создал современный сюжет на известную тему! Прогрокеры очень довольны. А теперь еще и знают настоящую предысторию!
Для полотна Уоллису позировал английский поэт Джордж Мередит (George Meredith, 1828 — 1909), и такова была сила искусства художника, что жена поэта сбежала с ним по завершении картины! Сенсационный в то время шедевр получил самый широкий резонанс сразу же после выставки в Королевской Академии в 1856 году, и ныне хранится в Tate. А еще — вдохновляет художников. Марк Уилкинсон создал современный сюжет на известную тему! Прогрокеры очень довольны. А теперь еще и знают настоящую предысторию!
Марк Уилкинсон. Картина, созданная для оформления альбома группы Marillion — Fugazi (1984)
И еще немного о старине, современности и рок-музыке. Работу Уоллиса дерзко (в хорошем смысле) использовали любители стереографии. Наняв натурщика, фотохудожники слелали необычную копию картины Уоллиса. Редкий снимок-копия картины хранится в коллекции легендарного участника Queen Брайана Мэя. Он же красовался на афише выставки стереофотоснимков.
4 Кацусика Хокусай «Сон жены рыбака» (1814 г.)
Великая вещь. Кацусика решил изобразить сцену встречи принцессы Таматори с подводными жителями. За незнанием японского можно подумать, что осьминоги берут принцессу cилой, но переводчики утверждают: все происходит по взаимному согласию — так написано на заднем фоне.
Вообще смысл гравюры отдан на откуп смотрящего. Работает она не хуже, чем пятна Роршаха, показанные Зигмунтом Фрейдом.
Вообще смысл гравюры отдан на откуп смотрящего. Работает она не хуже, чем пятна Роршаха, показанные Зигмунтом Фрейдом.
А что сегодня?
В современном искусстве тему осьминогов и эротики очень полно раскрывает художник Рэй Цезарь:
Зима
XXI век
Больше об эротическом искусстве прошлого — здесь.
5. Джон Сарджент «Гвоздика, лилия, лилия, роза» (1886 г.)
Гвоздика, лилия, лилия, роза
1886, 153.8×174 см
Полотно выглядит даже не как картина, а как фотография, что свойственно шедеврам гиперреализма. Правда, гиперреализм
как отдельный стиль сформировался в конце 90-х годов XX века.
На момент создания полотна Сарджент уже был забыт и зрителями, и критиками. Возможно, именно такая свобода от внимания и желания быть лучшим позволила ему заглянуть в будущее и создать шедевр, поражающий идеальной комбинацией искренности и загадочности.
На момент создания полотна Сарджент уже был забыт и зрителями, и критиками. Возможно, именно такая свобода от внимания и желания быть лучшим позволила ему заглянуть в будущее и создать шедевр, поражающий идеальной комбинацией искренности и загадочности.
Вообще, фонарики — вещь совершенно сказочная! Современный художник Виктор Низовцев понимает это прекрасно, создавая волшебные сюжеты. Ну, а мы вспоминаем Сарджента и его работу как источник загадочного света!
Картина художника Виктора Низовцева.
6. Филипп де Шампень «Ванитас» (1644 г.)
Ванитас
1644
Ванитас — метод не новый, а барочный. В начале развития натюрморта как жанра художники помещали череп в центр композиции, намекая: «Жизнь коротка, дружок. Успей прожить ее достойно».
Так вот, чьи современные работы напоминают вам натюрморты в жанре ванитас? Правильно — Дэмиена Херста!
Так вот, чьи современные работы напоминают вам натюрморты в жанре ванитас? Правильно — Дэмиена Херста!
Одна из самых известных (и дорогих) работ британца — модель черепа, инкрустированная бриллиантами (их на черепе 8601). Стоимость работы — 50 млн. фунтов.
Смысл, видимо, таков: сколько не богатей, ничего из накопленного Туда взять не получится. Кроме впечатлений.
7. Одилон Редон «Плачущий паук» (1881 г.)
Что в черном, что в цветном периоде Редон писал очень необычные картины, опережающие свое время: загадочные, мистические и наполненные одиночеством, которое хочет вырваться наружу, но боится. Редон — это Кафка без слов.
Вообще все его картины вполне могли бы быть написанные сегодня, а не
8. Эмми Филлипс «Девочка в красном с котом и собакой» (1830-1835 гг.)
Милый портрет , снова-таки, похож на современный коллаж , в котором автор решил выразить свою любовь к искусству и моде XIX века. Питомцы вообще напоминают творения компьютерной графики — слишком они правильные и, скажем так, геометрически выверенные.
Но нет — работа действительно написана маслом в XIX века, а не нарисована на компьютере в XXI-м!
9. Витторе Карпаччо «Портрет молодого рыцаря на фоне пейзажа» (1510 г.)
Портрет молодого рыцаря на фоне пейзажа
1510, 218.5×151.5 см
Все работы Карпаччо — вне времени. С одной стороны, «по одежке» мы понимаем, что действия происходят не в современном мире, но с другой — техника, цвета, перспектива полотен как бы подсказывают нам: а вдруг на полотне не прошлое, а напротив — фантазии о будущем? И в каком-нибудь 25-м веке динозавры воскреснут и превратятся в драконов, а люди начнут носить доспехи…
А еще знакомый ребенок, увидев репродукции из альбома работ Витторе Карпаччо, воскликнул: а у меня есть книжка с его картинками — «Сказки Туманного Альбиона»! Все дело в том, что иллюстратор детских книжек, удивительный художник Владислав Ерко, представляя свои фантастические работы, знакомит детей еще и со старинными традициями в живописи! Похоже?
10. Франсуа Клуэ, портрет Дианы де Пуатье (ок. 1571)
Туалет дамы. Портрет Дианы де Пуатье
1571, 81×92 см
Из-за сочности красок, четких контуров и довольно ироничного лица сиделки на заднем плане картины работа выглядит скорее не как оригинал, а как коллаж
на средневековую тему. Но нет — ее и правда написал яркий представитель французского Ренессанса Франсуа Клуэ в далеком 1571 году.
В общем, все придумано до нас: классики тоже умели эпатировать публику! Просто классическое искусство уже просеяно через сито времени: посредственное кануло в лету, а важное осталось в истории.
Современному этот тест только предстоит. У нас, зрителей, есть уникальная возможность следить за процессом и… делать свои ставки на вечность в искусстве!
Современному этот тест только предстоит. У нас, зрителей, есть уникальная возможность следить за процессом и… делать свои ставки на вечность в искусстве!