войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Почём сегодня Твомбли, или Как объяснить ценовой бум на арт-рынке

Мировой рынок искусства находится на подъёме. Это в очередной раз подтвердили рекорды, установленные на майских торгах Sotheby’s и Christie’s. В начале недели произведения Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» и «Указующий человек» Альберто Джакометти стали самыми дорогими полотном и скульптурой, когда-либо выставленными на торги. За первое покупатель выложил почти $ 180 млн, за вторую — более $ 141 млн.
Почём сегодня Твомбли, или Как объяснить ценовой бум на арт-рынке
Для обывателя эти цифры настолько непостижимы, что даже не впечатляют. И всё же: нынешний взлёт цен на произведения искусства — это помешательство или холодный расчёт?

Миллионы, десятки миллионов, миллиарды

Распродажа произведений послевоенных и современных художников на Christie’s в ночь на 14 мая тоже принесла несколько сюрпризов.
Самым дорогим полотном, ушедшим с молотка, стала картина «№ 10» Марка Ротко, написанная в 1958 году.



Самым дорогим полотном, ушедшим с молотка, стала картина «№ 10» Марка Ротко, написанная в 1958 году. Неизвестный покупатель выложил за неё почти $ 82 млн.

  • Роберт Риман, «Мост», 1980 год
  • Люсьен Фрейд, «Социальный смотритель отдыхает», 1994
Как и ожидалось, картина «Социальный смотритель отдыхает» Люсьена Фрейда побила рекорд стоимости произведений этого художника (более $ 56 млн при ожидаемых $ 30 — 50). Своих пиков достигли и два Роберта — Риман («Мост» продан за $ 20,6 млн против ожидаемых 10 — 15 млн) и Раушенберг (покупатель «Картины Юхансона» «нокаутировал» соперников на $ 18,6 млн при этимейте 4 — 6 млн).
Роберт Раушенберг, «Картина Юхансона», 1961. Фото: Christie’s
Роберт Раушенберг, «Картина Юхансона», 1961. Фото: Christie’s
За минувшую неделю продажи Christie’s преодолели планку в $ 1 млрд. В общем на всех мировых арт-аукционах продажи за последний год достигли рекордных $ 68 млрд, что почти вдвое выше показателя 2009 года и выше предыдущего пика в $ 64 млрд 2007-го, пишет The Economist.
Читайте историю Джеймса Кристи — основателя аукционного дома Christie’s

Инфляция, консультация, спекуляция

В начале февраля 2015 года неизвестный покупатель выложил $ 300 млн за полотно Поля Гогена «Когда ты выйдешь замуж?» — это самая высокая цена, когда-либо заплаченная за произведение искусства. Через несколько дней был побит ещё один рекорд: некий американец за $ 46,3 млн купил «Абстрактный образ 1986», сделав его автора Герхарда Рихтера самым дорогостоящим из ныне живущих европейских живописцев.
В среднем за прошедший год цены на современное и послевоенное искусство поднялись на 19%.
  • Поль Гоген, «Когда ты выйдешь замуж?»
  • Герхард Рихтер, «Абстрактный образ 1986»
Суммы, которые крутятся на этом рынке, вызвали к жизни новую разновидность консультантов. Они выбирают картины для своих клиентов, руководствуясь не эстетикой, а потенциальной прибылью. Филипп Хоффман (Philip Hoffman), управляющий фондом, инвестирующим в искусство от имени богатых семей, отмечает устойчивый переход от покупки произведений для наслаждения к покупкам ради инвестиций.
Рост цен в последние годы привлёк также множество спекулянтов: почти три четверти приобретений сделаны для инвестиций (в 2012 году — половина).
Это полотно Сая Твомбли «Без названия» было продано 13.05.2015 на Christie’s за $ 42 млн 725 тыс.
Это полотно Сая Твомбли «Без названия» было продано 13.05.2015 на Christie’s за $ 42 млн 725 тыс.
Картины как ценные бумаги рассматривают не только циничные финансисты, но и целые организации. Учреждения-вкладчики, которые хотели защитить свои финансы от инфляции, впервые вошли на арт-рынок в 1970-х. Например, пенсионный фонд компании British Rail вложил 40 млн фунтов (около 3% своих средств) в холст и масло. Правда, хотя отдача была неплохая, от последнего шедевра из своего собрания фирма избавилась в 2003 году.

О чём молчат при налоговиках

В отличие от многих других реальных активов, например, земель или домов, предметы искусства — движимое имущество, что очень удобно для покупателей, которые не планируют рассказывать о них налоговикам.
Эдвард Мунк. Крик
Крик
1893, 91×73.5 см
Четвёртая картина из серии «Крик» (1893—1910) Эдварда Мунка в мае 2012 года была куплена финансистом Леоном Блэком за $ 119,9 млн. Это было самое дорогое полотно в мире, ушедшее с молотка, — вплоть до ноября 2013 года, когда за триптих Фрэнсиса Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» экс-жена игорного магната Элейн Винн заплатила $ 142,4 млн.
Тем не менее, риски при инвестировании в искусство высоки. Шедевры не являются взаимозаменяемыми. «Рынок, особенно его топ-сегмент, зависит от страстей и прихотей небольшой группы коллекционеров», подчёркивает сотрудник Christie’s Орландо Рок (Orlando Rock).

Красота требует риска... Но управляет всем - верхушка списка

Наиболее популярные жанры и самые дорогие произведения искажают представление об искусстве как активе.

В прошлом году почти половина общей суммы продаж на аукционах пришлась лишь на полпроцента сделок.

Стоимость произведений, которые оцениваются выше € 200 тыс., растёт в пять раз быстрее, чем более дешёвых вещей. В остальном картина такова: несмотря на то, что в целом арт-рынок пережил успешный год, цены на старых мастеров остались на месте, а на китайское декоративно-прикладное искусство упали.
Третья картина Поля Сезана из серии «Игроки в карты» (1892 — 1893) в 2011 году была продана приблизительно за $ 250 млн, и теперь занимает вторую строчку в списке самых дорогих картин мира, приобретённых в закрытых сделках.
Еще один нюанс в «инвестициях в искусство»: стоимость транзакций, иногда превышающая 4%, делает искусство особенно дорогим коммерческим активом. И в итоге те, кто покупает произведения по эстетическим соображениям, как правило, получают более высокую прибыль, чем те, кто покупает только для финансовой выгоды, говорит Филипп Хук (Philip Hook) из аукционного дома Sotheby’s.
«Люди покупают произведения искусства, когда они уверены в будущем своего богатства», считает арт-экономист Клэр МакЭндрю (Clare McAndrew). По её мнению, нынешний бум на этом рынке — часть общего экономического подъёма после кризиса. Но если наступит очередной спад, незадачливые инвесторы, вложившие в арт-работы миллионы, будут, по крайней мере, сами любоваться красивыми вещами, которые не смогут выгодно продать.