войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Эмиль Нольде. С богом в сердце и дьяволом в голове

Он был экспрессионистом и одним из лучших мастеров акварели ХХ века. Из-под его кисти выходили пронизанные тревогой пейзажи, гротескные портреты, поражающие первозданной мощью картины на библейскую тематику. Его работы — это красочные бури. А вот биографию свою он запятнал коричневым, сотрудничая с нацистами, но затем постарался отмыть ее добела.
Артхив представляет дюжину фактов об Эмиле Нольде.
Эмиль Нольде. С богом в сердце и дьяволом в голове

Факт 1: Крестьянин с «деревенским» псевдонимом

Ганс Эмиль Хансен (это настоящее имя художника) родился 7 августа 1867 года. Он был четвертым из пяти детей в фермерской семье, и судьбой ему было предназначено заниматься крестьянским трудом. Девять поколений (!) предков Эмиля по линии матери владели фермой, но сам он выбрал иной путь и предпочел искусство. В качестве псевдонима Эмиль взял название деревни, где родился, — Нольде.
  • Эмиль Нольде. Автопортрет
    Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    . 1899. Музей Нольде и Фонд Ады и Эмиля Нольде, Neukirchen
  • Эмиль Нольде. Сыновья фермера. 1915. Музей Нольде и Фонд Ады и Эмиля Нольде, Neukirchen

Факт 2: Немец с датским гражданством

Итак, Эмиль Хансен родился в деревне Нольде близ города Тёндер. Эта территория между Германией и Данией в то время принадлежала Пруссии, а после первой мировой перешла под контроль Копенгагена. После этого Эмиль Нольде получил гражданство Дании и всю жизнь оставался датским подданным, но при этом всегда называл себя немецким художником.

Факт 3: Мастер на все руки

Изначально Эмиль Нольде осваивал не живопись, а ремесло резчика по дереву. Он учился в школе художественных ремесел во Фленсбурге и работал резчиком на мебельных фабриках в Мюнхене и Карлсруэ. Однако вскоре Нольде сменил резцы и стамески на кисти и краски. И это неудивительно: главной чертой Нольде-художника стала удивительная работа с цветом. Недаром его друг, коллекционер графики Густав Шифлер писал, что Нольде «видит мир не в линиях, а в цветах».
Впрочем, Эмиль Нольде не ограничивался живописью и графикой. Он также делал гравюры на дереве и литографии, создавал скульптуры и занимался керамикой.

Факт 4: Первый успех художнику принесли горы

В 1890-х Эмиль Нольде нарисовал горы Швейцарии, но это не были традиционные альпийские пейзажи. Художник сохранил узнаваемые силуэты горных вершин и при этом снабдил каждую человеческим лицом со своим характером и эмоцией.
Одолжив денег, он выпустил серию открыток с этими изображениями. Открытки прекрасно разошлись и принесли Эмилю Нольде известность, достаток и возможность полностью посвятить себя искусству.
Эмиль Нольде. Открытка из серии «Волшебные горы». 1894. Фонд Нольде, Зеебюль. Источник
Эмиль Нольде. Открытка из серии «Волшебные горы». 1894. Фонд Нольде, Зеебюль. Источник
Надо отметить, что в творчестве Нольде, особенно раннем, часто встречаются фантастические мотивы, их герои — невероятные существа, не имеющие названий.
  • До восхода солнца. Эмиль Нольде. 1901. Музей Нольде и Фонд Ады и Эмиля Нольде, Neukirchen
  • Рогатое фиолетовое чудовище. Эмиль Нольде. 1900-е. Музей Нольде и Фонд Ады и Эмиля Нольде, Neukirchen

Факт 5: Жена – актриса

В феврале 1902 года Эмиль Хансен женился на датской актрисе Аде Вилструп. Кстати, именно после свадьбы он взял псевдоним, и его молодая жена стала Адой Нольде.
Эмиль Нольде с женой Адой. 1902. Источник фото
Эмиль Нольде с женой Адой. 1902. Источник фото
Благодаря своей жене художник прикоснулся к богемной жизни Берлина и рисовал актеров, певиц и танцоров.

Факт 6: Эмиль Нольде много странствовал

Художник ездил по Европе, побывал в Вене, Париже и Копенгагене, в Швейцарии, Англии, Испании и Италии. Кроме того, в 1913—1914 гг. колониальное ведомство Германской империи организовало экспедицию в Новую Гвинею (в то время — колонию), и Эмиль Нольде вошел в состав экспедиции. Эту поездку он совершил вместе с женой.
Маршрут немецкой медико-демографической экспедиции в Новую Гвинею. Источник — wikimedia
Маршрут немецкой медико-демографической экспедиции в Новую Гвинею. Источник — wikimedia
Побывав на островах Океании, путешественники вернулись на родину через Африку. В поездке Эмиль Нольде писал пейзажи и натюрморты, а также сделал множество зарисовок разных национальных типов.

Факт 7: Мемуары

Эмиль Нольде писал не только картины, но и книги. В 1931 году вышли в свет его мемуары «Моя жизнь»,

Эмиль Нольде писал не только картины, но и книги. В 1931 году вышли в свет его мемуары «Моя жизнь», а в 1934-м — «Годы борьбы». В последней книге (название которой так напоминает о другом произведении) Нольде высказывал весьма противоречивые мысли. Он писал о своем противостоянии с «еврейским господством» в немецком искусстве, рассуждал об образе Иисуса («Если мы хотим видеть в Христе и апостолах арийца, то не будут ли китайцы видеть в нем китайца, а негры — черного?») и при этом заявлял: «Нет худших или лучших рас — перед Богом они все равны».

Факт 8: Нольде спроектировал свой дом

После путешествий и жизни в Берлине художник поселился неподалеку от родных мест, в Зеебюле. По проекту Нольде на холме, возвышающемся над округой, было построено кирпичное здание с плоской крышей.
Дом Эмиля и Ады Нольде. Источник фото
Дом Эмиля и Ады Нольде. Источник фото


В доме были обустроены жилые комнаты, мастерская художника, а еще его мечта — картинная галерея.
Снаружи дом Нольде выглядит более чем лаконично, зато его интерьеры — красочные и яркие. Некоторые предметы мебели также были сконструированы хозяином дома, что неудивительно, учитывая его первую специальность. Ну, а текстиль в интерьерах — это уже совместное творчество супругов Нольде: Ада рукодельничала по эскизам мужа. Кроме того, Ада и Эмиль вместе превратили местность вокруг дома в сад с цветниками и фонтаном. Именно здесь художник писал свои цветочные акварели.
Уголок сада Эмиля Нольде в Зеебюле. 2010. Источник фото - wikimedia
Уголок сада Эмиля Нольде в Зеебюле. 2010. Источник фото - wikimedia
Эмиль Нольде. Георгины и дельфиниумы
Эмиль Нольде. Подсолнухи
Эмиль Нольде. Цветы
1939, 88×73 см
В общем, дивное место и жизнь, наполненная трудом и творчеством. Истинный рай! Если бы не политика.

Факт 9: «Лидер» среди «дегенеративных художников»

В 1934 г. Эмиль Нольде вступил в ряды НСДАП. Идеи национал-социалистов были во многом созвучны его убеждениям, а его творчество было по вкусу партийной элите — будущий рейхсмаршал Герман Геринг и сам министр пропаганды Йозеф Геббельс покупали работы Нольде, считая, что в них есть «нордический дух».
  • Эмиль Нольде. Рыбак. 1901. Частная коллекция
  • Эмиль Нольде. Лодка в море. 1921. Частная коллекция
Но взаимопонимание с властями продолжалось недолго. В 1937-м в Германии начался разгром «неправильных» художников. Его центральным событием стала выставка «Дегенеративное искусство», на которой были собраны конфискованные в музеях произведения сюрреалистов, дадаистов, экспрессионистов и др. В экспозицию, кроме прочих, вошли более 30 работ Эмиля Нольде. Прежде всего, это были картины на библейские темы.
Всего в ходе борьбы с «дегенеративным искусством» нацисты конфисковали более тысячи произведений Эмиля Нольде.
Это своего рода лидерство среди художников, попавших в разряд «дегенеративных». Часть конфискованных работ была уничтожена.
Йозеф Геббельс на выставке «Дегенеративное искусство». Слева картины Эмиля Нольде «Христос и грешниц
Йозеф Геббельс на выставке «Дегенеративное искусство». Слева картины Эмиля Нольде «Христос и грешница» и «Мудрые и глупые девы». 1938. Мюнхен, Германия. Источник фото — wikimedia

Факт 10: Эмилю Нольде запретили профессиональную деятельность

Произошло это 23 августа 1941 года. В этот день председатель Имперской палаты по делам изобразительных искусств профессор Адольф Зиглер подписал официальное письмо, коим Эмилю Нольде запрещалось публиковать, выставлять и продавать свои произведения.
Тем не менее, 74-летний Нольде продолжил работать. В своих послевоенных мемуарах художник рассказывал, что стал писать в основном акварели, чтобы запах масляных красок не выдал его; работал тайно, в маленькой комнате, готовые работы прятал и даже закапывал в саду. Правда, в наши дни, после изучения архивных материалов, у искусствоведов возникли сомнения в том, что запрет на рисование был таким строгим, а контроль — жестким.
За неполных четыре года (до мая 1945-го) Эмиль Нольде написал всего полтора десятка картин маслом и около 1300 акварелей. Последние художник называл «ненаписанными картинами», решив потом повторить эти работы маслом. Частично он осуществил эту идею: несколько десятков полотен Нольде создал по мотивам «ненаписанных картин».
  • Эмиль Нольде. Маки. 1942, холст, масло. Музей Нольде и Фонд Ады и Эмиля Нольде, Neukirchen
  • Эмиль Нольде. Большой подсолнух и клематис. 1943, холст, масло. Музей Нольде и Фонд Ады и Эмиля Нольде, Neukirchen

Факт 11: Превращение из члена партии в ее жертву

Невзирая на гонения, Эмиль Нольде сохранял лояльность к нацистам и свои антисемитские взгляды. В годы войны он неоднократно обращался к властям, пытаясь доказать свою верность идеям партии и добиться отмены запрета на профессиональную деятельность. За это искусствовед Адольф Бен как-то назвал Нольде дегенератом из дегенератов («entarteter «Entarteter»). Но после разгрома гитлеровцев многие в окружении художника предпочли забыть о его поступках и высказываниях, а помнили лишь о том, что нацисты не принимали его искусство. Комитет по денацификации также реабилитировал его официально. А сам Эмиль Нольде всячески поддерживал свой имидж жертвы.
Эмиль Нольде умер в 1956 году в возрасте 88 лет. После смерти художника согласно его завещанию был создан «Фонд Ады и Эмиля Нольде Зеебюль». Фонд управляет имением, а также хранит творческое наследие Нольде. Это сотни картин и рисунков, гравюры, скульптуры, а кроме того, тысячи писем — переписка художника с женой, друзьями, коллекционерами и музейщиками.
Письма из архива Эмиля и Ады Нольде. Источник фото 

Долгие годы руководители Фонда препятствовали о

Письма из архива Эмиля и Ады Нольде. Источник фото

Долгие годы руководители Фонда препятствовали огласке неприглядных фактов из жизни Нольде. К примеру, при публикации его мемуаров из текста удалялись антисемитские пассажи. Но Кристиан Ринг, возглавивший Фонд в 2013-м, положил конец этой политике. Он открыл доступ к архивам Фонда, и теперь исследователи заново изучают биографию Нольде, чтобы отделить реальные факты от легенды, созданной самим художником и его близкими.

Факт 12-й. Неоспоримый. Эмиль Нольде – прекрасный художник

Эту фразу хочется продолжить: «…прекрасный художник, а вот человек — …». Да, Эмиль Нольде был антисемитом, доносчиком и поддерживал преступную власть. Далее можно открывать вечную дискуссию о гении и злодействе. Впрочем, предоставим слово самому Нольде.
Он писал: «Для меня художник это что-то вроде приложения к человеку, и я могу говорить о нем как о ком-то другом, чем я сам. Человек — всегда враг художника… Дьявол обитает в его мозгах, божественное — в сердце… Только художник, отделенный от человека, может творить».
Рекомендуемые выставки и показы
Роза «Эмиль Нольде». Источник — wikimedia
Роза «Эмиль Нольде». Источник — wikimedia


Этот сорт роз был назван в честь художника, потому что насыщенная окраска цветов напоминает о картинах знаменитого экспрессиониста.