Пин-ап: «пришпиленная» кокетка, или как американские художники создавали каноны женской красоты (ч.1)
Делаете «губки бантиком» на фото? Значит, цитируете героинь американского пин-апа! Еще в 30−40 годы прошлого века это явление массовой культуры породило сотни игривых беззаботных красоток: идеальная девушка «а-ля 90/60/90», в чулках и мини-юбке, которая всегда рядом, — ну просто мечта дальнобойщика, солдата или рядового холостяка! Над тиражируемыми образами трудилась целая армия художников. А самым известным из них позировала сама Мэрлин Монро.
Женщина нового времени
Пикантный сюжет с легким намеком на сексуальность: ветер неожиданно задирает юбку ни о чем не подозревавшей длинноногой красавицы. Или маленький песик, вцепившись в подол платья, «полуобнажает» свою хозяйку. Та слегка краснеет и расплывается в невозмутимой улыбке. Именно так выглядела икона
гламура в США в середине прошлого века. Сейчас подобным изображением не удивишь и школьника, а более 80 лет назад «будоражащее» искусство легко находило место на крыле автомобиля, дверце холодильника в холостяцкой квартире или на стене гаража.
Пин-ап портрет №4
XX век
Первым фривольных дамочек начал рисовать на афишах французский художник Жюль Шере (Jules Chéret). Параллельно с этим в конце ХIХ века в США развернулась кампания по защите прав женщин. На следующие пару десятков лет новым символом красоты стала независимая и самостоятельная «Гибсоновская девушка». Её изображение украшало посуду, постельное белье, зонтики и пепельницы. Художник Чарльз дана Гибсон вовремя создал образ худощавой высокой независимой молодой женщины — с уложенными в высокую прическу волосами (которую носила даже дочь Рузвельта), большими глазами, пышным бюстом, длинной шеей, округлыми бедрами и осиной талией, подчеркнутой корсетом. Автор угодил женской аудитории, наделив свою героиню одновременно и эфемерностью, и способностью к доминированию над мужчинами, которые изображались рядом с ней нарочито маленькими и комичными, согласными исполнить любую прихоть красавицы. Она же, в свою очередь, могла рассматривать их под увеличительным стеклом или даже растаптывать изящно хищным каблучком!
Гибсоновская девушка волновала умы американцев до начала первой мировой войны. В 20−30 годы ХХ века акценты в позиционировании женского образа несколько сместились, и худосочную феминистку потеснили более откровенные «крошки».
Пин-ап портрет №3
XX век
Настенная и перекидная мечта
Мода на «пришпиленных» девушек (to pin up — от англ. — «пришпиливать» или прикреплять плакат
к стене) появилась с легкой руки издателей календарей из «Brown & Bigelow», которые решили иллюстрировать каждый месяц года изображениями хорошеньких девиц. Идея принесла ее авторам немалую прибыль. И так как фотографы в начале ХХ века могли предложить лишь черно-белое фото, на помощь пришли художники с яркой палитрой.
Как в свое время отметил актер Кирк Гибсон, «добродетель нефотогенична», поэтому пуританские платья сменили дерзкие юбчонки, глубокие декольте и кружевные чулки на подвязках.
Пин-ап портрет №1
XX век
Джил Элвгрен (Gil Elvgren), иллюстратор и воспеватель американской женственности, стал настоящей легендой пин-ап движения, одним из первых создав тысячи образов на любой вкус: от девушек-ковбоев до сексапильных домохозяек. Из-под его кисти вышли сотни милых и улыбчивых девушек в гольфиках, такие себе лолиты со взрослыми телами, которых он писал с начинающих актрис и моделей. Согласно контракту, B&B платили Элвгрену 1000$ за одну pin-up иллюстрацию.
Пин-ап портрет №5
XX век
Никакого целлюлита! Джил Элвгрен предвосхитил появление Photoshop, ретушируя формы своих натурщиц с помощью кисти и красок, превращая их неидеальности в модельные достоинства. Чтобы убедиться в этом, стоит только посмотреть сравнительную подборку реалистичных фото моделей, позировавших художнику, и конечных глянцевых результатов их сотрудничества.
Первопроходцами в использовании pin up изображений в рекламе стала компания Coca-Cola, которая попросила авторов снабдить героиню яркой картинки бутылочкой с напитком. Результат не заставил себя долго ждать — продажи моментально подскочили вверх. Примеру Coca-Cola последовала табачная компания Lucky Strike, которая заказывала картинки художнику Кнуту Мансону — рекламному иллюстратору, имевшему свой особый стиль: на готовых работах он оставлял карандашные эскизы одной и той же девушки в различных позах.
Поддержи бойца
Осенью 1933 мужской журнал Esquire напечатал на обложке девушку Петти (Petty Girl) с непропорционально маленькой головкой и длинными ногами. Такая дисгармония читателей не смутила: весь тираж был раскуплен за несколько дней. Так журнал стал первым в мире печатным pin up изданием.
В военной Германии в стиле pin up создавали агитационные плакаты, героями которых становились не голубоглазые фрау, а Геринг и даже сам Гитлер.
В начале второй мировой войны настенные pin up календари дарили друг другу политические деятели, а армейское начальство снабжало вожделенными изображениями солдат, чтобы у тех был дополнительный стимул поскорей вернуться домой победителями и завоевать сердце одной из таких бравых девчонок.
Популярный создатель патриотических пин-ап картинок с девушками на фоне американских флагов — Эл Буэл (Al Buell). Его работы — это не просто рекламный ширпотреб и претендуют на статус полноценных картин.
Альберто Варгас — известнейший перуанский художник, цитируемый сегодня многими фотографами, изображал элегантных девушек с идеальными формами, тонкими пальцами и ярким маникюром на светлом фоне. Его работы и сегодня уходят с молотка за сотни тысяч долларов. Варгас создавал своих полуобнаженных героинь акварелью и аэрографом.
Продолжение следует: эстафету перехватывают дамы: модели и художницы, Мэрилин и Зоя! «Пин-ап: „пришпиленная“ кокетка, или как американские художники создавали каноны женской красоты (ч.2)»