— Можно сказать, что семья у него была «обычная в литературном смысле» — потому что именно в литературе 19 века мы так часто видим семьи среднего класса, где отец теряет деньги, а мать спасает положение своими заработками, где отец опускается, а мать создаёт ощущение «достойной жизни», где отец бессмысленно страдает, а семью спасают более состоятельные родственники и благотворители (так бывало и у семьи Бердслея). Семей, в которых всё проходило более ровно, было, конечно, больше, но читать интереснее про семьи, где всё происходит неровно (иначе бы Толстой и Достоевский не зарабатывали литературой).
Предпосылки для развития таланта в семье, несомненно, были: его мать Элен прекрасно играла на фортепиано и писала акварелью. Обри и его сестре она прочила музыкальную карьеру и сама их учила.
— Предполагалось, что предрасположенность к туберкулёзу досталась мальчику по отцовской линии — его дед умер от туберкулёза, и у отца тоже было слабое здоровье, Судя по всему, в семь лет ему была диагностирована закрытая форма, после чего его отправили из скученного и задымлённого Лондона в школу-пансион в Сассексе, что на какое-то время исправило ситуацию. Во всяких случаях, в письмах из пансиона Обри о своей болезни ничего не пишет. После того, как (вероятно, из-за нехватки денег) Обри пришлось покинуть Сассекс, мать решила снять жильё в Эпсоме — то есть по-прежнему оберегать сына от лондонских условий.
Кстати, отец Бердслея (обладавший «слабыми лёгкими») дожил до 70 лет.
— История «Бердслея-совершенного самоучки» — выдумка самого Бердслея, который достаточно рано начал режиссировать то, что потом попадёт к биографам. Да, его детские рисунки — работа прирождённо талантливого ребёнка, но позже он учился рисунку в Брайтонской средней школе (правда, совершенно не радуя преподавателя, недовольного его техникой), а в 1891 году, уже работая в страховой компании, он по совету Бёрн-Джонса поступил в Вестминстерскую школу живописи. Несмотря на слово «живописи» в её названии, руководитель школы Фред Браун делал очень серьёзный упор на рисунок.
Обри Бердслей. «Профессор Фред Браун», 1892
Сам Обри писал о занятиях у Брауна так: «Браун питает большие надежды по отношению ко мне… Я безусловно сделал шаг вперед и скоро начну работать с моделями». Со временем у Бердслея появится привычка давать туманные сведения о своём художественном образовании, выстраивая образ одинокого вундеркинда и он совершенно перестанет упоминать своих учителей.
— Оскару Уайлду придётся занять очередь за другими «изобретателями Бердслея». Может встать после Бёрн-Джонса, Морриса, Уистлера, Боттичелли, Дюрера и японских графиков, которые стоят за мамой Бердслея и Господом Богом. Больше всего Бердслея изобрёл сам Бердслей — удивительно много в таком непрочном теле было силы и упрямства.
Но можно понять, почему Уайльд это сказал — с какого-то момента иллюстрации Бердслея стали затмевать текст, и писателю было важно поставить художника на место, напомнить всем, что Бердслей — не равноправный мастер, а ученик.
Пожалуй хоть с каким-то основанием Уайльд может претендовать на создание «Бердслея-денди» — общение с писателем помогло Обри придумать свой узнаваемый щегольской образ.
Да, по свидетельству друга Бердслея Джозефа Пеннелла, они познакомились в 1893 году, в Париже, на веранде Гранд-кафе, и не слишком друг другу понравились. Позже Уистлер за глаза сказал Пеннеллу, что «этот юнец слишком самоуверен». Бердслей, абсолютно восхищавшийся Уистлером до личной встречи, после неё нарисовал на художника несколько карикатур — и не самых добрых. Их отношения выровнялись ближе к смерти Бердслея, когда Уистлер случайно увидел его новые иллюстрации и не смог сдержать восхищения.
Именно Уистлеру было доверено отобрать 23 рисунка Бердслея для посмертного участия в международной выставки в Найтсбридже.
— Да, Бердслей несомненно изрядно позаимствовал из декоративных рамок Морриса и графики Бёрн-Джонса. И это, скорее всего, было не его идеей, а пожеланием заказчика — Дж.М. Дент, задумавший роскошно издать «Смерть Артура», хотел получить что-то в духе Морриса, но дешевле. Моррис после выхода книги был закономерно возмущён и сказал, что Бердслей занят не своим делом. Бердслей на это отвечал репликами в духе: «Дело в том, что их работа — лишь подражание тому, что уже много раз было, а моя — новая и оригинальная».
Но, строго говоря, Моррис сам упустил Бердслея — они познакомились, когда Моррис искал иллюстраторов для своего издательства, но работами Обри он не заинтересовался, похвалив только его вкус к рисованию тканей и посоветовав развивать эту тему. Можно сказать, что в «Смерти Артура» Бердслей вполне последовал его совету — тканей там довольно.
— И первое, и второе и третье. Хотя больше всего, конечно, третье.
По свидетельству сестры, еще до того, как взять в руки карандаш, Обри долго обдумывал идею. Потом он вычерчивал рамку и заполнял ее замысловатыми спиралями и крючками, постепенно стирая детали — до тех пор, пока вся ее поверхность не становилась махристой от карандашных линий и следов резинки. Сохранившиеся эскизы позволяют видеть длительный поиск линий, многочисленные подчистки лезвием, из-за которых бумага истончалась до кружева. Обманчивая лёгкость графики Бердслей сродни обманчивой лёгкости живописи Уистлера или Серова — и там, и там за кадром остаются многодневные поиски.
— Работа в редакции не была бы легче работы клерка в страховой компании. Клерком он поступает работать совсем юным — молодой человек из хорошей, но бедной семьи, с приличным, но не лучшим образованием, без каких-либо специальных навыков, с минимальными связями и слабым здоровьем. Такой сможет кое-как вести бумажную работу (а вёл он её плохо), но не выдержит ту огромную нагрузку, что обвалилась бы на него как на газетного художника. К тому же для такой работы нужен был специфический «репортажный» стиль. Бердслей же при первой попытке устроиться в газету «Daily Graphic» отправил туда рисунки в духе Бёрн-Джонса и в японском стиле — и, естественно, получил отказ.
— Тушь, перо, бумага, пятно-заливка, штрих, контур, пунктир, белые детали делаются строго бумажным фоном, без применения белил. Строго говоря, ничего особенного: привычные графические приёмы, просто добавьте к ним огромный талант, насмотренность, умение компилировать чужое так, чтобы на выходе получать своё, перфекционизм и невозможное трудолюбие.
— Если вы в семнадцать лет получите первое горловое кровотечение и точно поймёте, что жизнь ваша будет не слишком долгой, а смерть не слишком приятной, вы, скорее всего, станете слегка психически нестабильны. Так что для своего состояния он отлично держался. Но неприятные темы, которые он выбирал, совершенно не обязательно отражают его психическое здоровье — зародыши, гибриды, монстры, ангелы, демоны, порочные и прекрасные женщины, смерть, тлен — излюбленные темы символизма и модерна.
— Сам Бердслей о своих образах — странных, недобрых, нервных — говорил так: «Я стараюсь показывать окружающую нас действительность такой, какая она есть», «я вижу все в гротескном свете. К примеру, я иду в театр… Образы сами возникают у меня перед глазами, и я рисую их — актеров на сцене, лица зрителей в ложах, партере и на галерке, их одежду. Мне все кажется причудливым и зловещим. Я всегда воспринимал мир таким образом».
Его сестра Мэйбл как-то сказала Йейтсу, что ее брат ненавидит людей, отрицающих существование зла, и намеренно наполняет свои рисунки его образами.
— Как вы, вероятно, догадываетесь, биографы не стояли со свечой у него в спальне, поэтому рассказать вам все подробности его сексуальной жизни не могут. Остаются предположения и то, что любезно предоставил нам сам Обри Бердслей, воспоминания его матери и его знакомых. Итак, они с сестрой были очень близки с детства, так как других детей для общения (до отъезда Обри в пансионат) у них просто не было. Они были очень дружны всю жизнь, она была рядом с ним, когда он умирал.
Помимо Мейбл, ему приписывали связь с Адой Леверсон, несколькими проститутками. Йейтс так же писал о его «серьёзных» отношениях с какой-то женщиной.
— Да, цензуре подверглись даже иллюстрации к Саломее. По словам современников, издатель изучал их буквально с лупой и находил оскорбления морали даже там, где их не было (хотя порой пропускал очевидные). Ещё серьёзнее рисунки Бердслея стали цензурировать после скандала с «жёлтой книгой».
— Очень серьёзно и очень опасно. Столько шума потому, что гомосексуальные отношения преследовались законом. Путаница устроенная журналистами, назвавшими книгу, которую Уайльд взял с собой в тюрьму, «Жёлтой книгой», подорвала и популярность журнала, и репутацию самого Бердслея. Через несколько дней художника отстранили от работы в журнале (что для Бердслея, содержавшего мать и сестру, стало серьёзным финансовым ударом). Кроме того, изгнание Обри из «Жёлтой книги» для публики означало его несомненную виновность, и обвинения в гомосексуализме стали ещё громче. В конце концов в «St. Paul’s» появилась статья, обвинявшая его в «бесполости» и «нечистоплотности». «Что касается моей чистоплотности, я забочусь о ней, когда принимаю по утрам ванну, и, если ваш критик имеет какие-либо сомнения относительно моего пола, он может присутствовать на моем утреннем туалете», — написал в ответ Бердслей редактору газеты.
— Обри любил хорошие вина, курил, но не слишком много, во время болезни практически наверняка принимал опиаты — подкожные иньекции морфина применялись при туберкулёзе. Вполне возможно, что пробовал опиаты и раньше — курение опиума было популярно у богемы, а спиртовая настойка лауданума свободно продавалась в аптеке и её часто рекомендовали при бессоннице.
— Вообще-то у него была весьма насыщенная светская жизнь: Бердслей довольно много «тусовался» и даже путешествовал (Франция, Бельгия). Он часто ходил в театр (и делал афиши для спектаклей), обожал оперу и мюзик-холл, посещал рестораны, клубы, литературные салоны, благодаря своей известности был желанным гостем на званых вечерах и воскресных обедах, даже иногда участвовал в кутежах большой компанией, продолжавшихся до утра (когда мог физически это выдержать). Он был очень болен. И очень молод. И поэтому старался успеть всё. Так что он был в курсе модных тенденций.
— Его обращение в католицизм — только из-за мыслей о неминуемой близкой смерти?
— При всём вольнодумстве, Бердслей никогда не был атеистом — более того, существенная часть его жизни связана с церковью (среди его друзей было немало священников). Его семейной конфессией было, естественно, англиканство, но в 1894 году он начал посещать католическую ораторианскую церковь. Вероятно, сначала он делал это с целью эпатажа, и писал об этом «Лондонская оратория — прекраснейшее из современных городских зданий… Это единственное место, куда можно прийти в воскресенье после обеда и забыть, что сегодня воскресенье».
После его смерти в католичество перешли мать и отец Бердслея.
— Про него часто говорили, что он скрытен и всегда носит маски — маску вундеркинда, которому всё легко даётся, маску денди, маску холодного циника. Одни современники отзывались о нём как об остроумном, обаятельном, прекрасно образованном юноше, других раздражала его самоуверенность, острый язык и способность привлекать к себе общее внимание, третьи находили его нервным, милым и застенчивым. Одним словом, он был разным.
И он был человеком, который, умирая в 25 лет, говорил так: «Это большое счастье — даже будучи на пороге смерти, заниматься тем, что тебе больше всего нравится».
— Его работы бесконечно продуманные и выверенные (и он был умён), но создающие обманчивое ощущение лёгкости (и он любил притворяться человеком, которому всё даётся без труда), его темы — любимые темы модерна (любовь и смерть — со второй он был слишком хорошо знаком), его подача — провокация и вызов, и он был смелым до беззрассудства — во всяком случае, как художник.