Иконостас Манявского скита, более известный как Богородчанский иконостас, создан в период с 1698 по 1705 годы. Как и многие выдающиеся произведения такого масштаба, дошедшие до нас через века, эта работа художника-монаха Иова Кондзелевича имеет богатую историю «путешествий» от своего первоначального места назначения к современному статусу музейного сокровища.
Уникальный памятник XVII века, отреставрированный и представленный целиком во всем блеске в мае 2013 года, можно увидеть во Львове: ему отведен отдельный зал Национального музея имени Андрея Шептицкого. Чтобы красоту этого памятника иконописного зодчества могло увидеть и оценить как можно большее количество зрителей, с сентября 2019 году проводятся работы по созданию цифровой визуальной модели иконостаса. Как сообщил представителям интернет-изданий технический директор проекта «YOV Kondzelevych» Роман Гук, уже сделаны фото и отсканированы около 90% изображений живописных и архитектурных резных деталей. Чтобы обработать структуру последнего элемента — царских врат — потребуется сделать порядка 20 тысяч фотографий с разнообразных ракурсов и расстояний. Для этого используют порядка 30 станций 3D-сканирования. По окончанию работ будет создана 3D-модель Богородчанского иконостаса с использованием технологий виртуальной и дополненной реальностей. Проект предполагает сделать музейные экспонаты доступными для людей с проблемами зрения. Также идут работы и по оцифровке других произведений Иова Кондзелевича из Музея волынской иконы в Луцке.
О произведении и мастере, который его создал — монахе-иконописце Иове Кондзелевиче — узнали в конце XIX века. Помог случай: галицкий археолог и искусствовед, граф Войцех Дидушицкий, в ходе научной поездки по церквям Галичины в 1880 году увидел в церкви города Богородчаны иконостас выдающейся красоты, и обнаружил на иконах подпись монаха Иова Кондзелевича.
Авторская подпись Иова Кондзелевича на иконе «Вознесение христово». 1705 год, Богородчанский иконостас. Источник фото
Масштабное исследование иконостаса и судьбы его создателя началось только в XX веке и продолжается по сей день. Согласно историческим данным, которые удалось найти, Иов Кондзелевич родился в городе Жовква неподалеку от Львова в 1667 году, принял монашеский постриг в 19 лет и с 1686 года жил в Белостоцком монастыре, где через год стал священником. Светское имя монаха по сей день остается неизвестным. Историки предполагают, что художественное образование Кондзелевич получил в Жовкве, в школе живописи при дворе короля Польши Яна III Собеского — но и эта информация также требует документального подтверждения. Всю жизнь Кондзелевич провел в монастыре, где руководил иконописной мастерской. Богородчанский иконостас — самый масштабный и величественный проект этого мастера.
Иконостас изначально создавался для Крестовоздвиженской церкви, возведенной в 1681 году на месте старого скитского храма, который был сожжен турками в 1675 году. Работа над роскошной резной алтарной перегородкой продолжалась около 7 лет — историки учитывают самую раннюю и самую позднюю даты, отмеченные на иконах. После того, как австрийские власти закрыли Манявский скит в 1785 году, иконостас продали в Богородчаны, где он занял достойное место в церкви Пресвятой Троицы. Только через сто лет это произведение иконописного искусства попало в число памяток государственного значения, чему в немалой степени способствовал Войцех Дидушицкий.
В годы Первой мировой войны власти перевезли иконостас в Венский музей искусства и религии. В начале 1920-х годов произведением заинтересовались польские власти, и иконостас вновь отправился в путешествие — на этот раз в Варшаву. И только в 1924 году, благодаря хлопотам и финансовой поддержке митрополита Андрея Шептицкого, иконостас был передан в Национальный музей во Львове. Здесь Богородчанский иконостас не только подреставрировали, но и к концу 1920-х годов спроектировали для его экспозиции специальный зал в новом корпусе музея. Однако жизнь распорядилась иначе, иконостас попал в запасники, а в экспозиции музея демонстрировались лишь его отдельные иконы
Масштабная реставрация Богородчанского иконостаса началась только в 1998 году, и закончилась в 2005-м. Параллельно решалась глобальная задача экспонирования этого значительного по своим размерам произведения искусства — ведь длина пятиярусного иконостаса составляет 13 метров, а высота — 11 метров. Национальный музей во Львове принял решение представить эту замечательную работу со всеми элементами конструкции и декоративной резьбы, разделив весь массив иконостаса на три части. Теперь главенствующее место в зале, отведенном для Богородчанского иконостаса, занимают наместный ряд с пределами и праздничный ряд, во второй части — ряд апостолов и пророков, и третья часть — наибольшие по размеру объекты: центральная икона
молельного ряда «Распятие с противостоящими» и две оконечные иконы наместного ряда -«Успение Богородицы» и «Вознесение Христово». Последние определенно стоят на грани иконы и картины религиозного содержания, где византийские каноны тесно переплелись с европейской художественной традицией.
Иов Кондзелевич виртуозно владел техниками темперной и масляной живописи, широко использовал приемы цветной лаковой лессировки и передал это искусство своим ученикам. Он добивался выразительности и объемности пространства, проникновенно писал лики святых — такие техники были свойственны мастерам Западной Европы того времени. Однако барочность Богородчанского иконостаса наиболее выражена в отделке резных деталей, нежели в живописной, более традиционной части, где присутствуют элементы византийского канона.
Считается, что Кондзелевич начал работу над этим масштабным проектом с наместной иконы Спаса — именно на ее обороте стоит дата «1698». Образ Христа на этом изображении наиболее традиционен по исполнению, а вот драпировки одеяния уже вполне выразительно переданы игрой светотени. Образ Богородицы психологически сложней — выражение лица, наклон головы, положение рук передают глубокие страдания матери, в противоположность которым чистой нотой звучит милая детская беззаботность младенца Спасителя.
Образы архангелов Михаила и Гавриила, написанных Кондзелевичем для дьяконских дверей, считаются хрестоматийными в истории украинского иконописного искусства, а мечтательный Гавриил — один из самых лирических образов, созданных мастером. Внутренние поля накладных рам декорируют резные медальоны с небольшими изображениями, которые дополняют смысл той или иной иконы — классический прием, который использовали иконописцы, дабы суть Святого Писания была наглядно и доходчиво представлена для неграмотных прихожан. К примеру, вокруг иконы Спаса изображены апостолы, что согласуется с вариантом иконографии Моления. Икону «Антоний и Феодосий Печерские» обрамляют изображения пустынников, в том числе Иоанн Креститель и Пахомий Великий, преподобные Онуфрий и Макарий. В обрамлении храмовой иконы — сцены из Старого Завета, в том числе «Искушение Адама и Евы», «Изгнание из рая», «Моисей ведет евреев через море», «Раскаявшийся разбойник с крестом», «Три Голгофских креста», «Распятие Христа». Храмовая икона
, кроме главного сюжета — Воздвижения Честного Креста — содержит ряд миниатюрных композиций, повествующих о семи таинствах, а также две большие сцены — «Распятие» и «Снятие с креста».
Интересно то, что в изображениях Богородчнского иконостаса есть элементы, которые напрямую указывают на его связь с Киево-Печерской лаврой и конкретными историческими личностями. На иконе «Антоний и Феодосий Печерские» на заднем плане изображена Успенская церковь, детализация позволяет утверждать, что этот рисунок был выполнен с натуры. А на храмовом образе «Воздвижение Честного Креста» специалисты явно «читают» среди прочих портрет
митрополита Варлаама Ясинского, ректора Киевско-Могилянской академии и настоятеля Киево-Печерского монастыря.
Изображения цокольного ряда иконостаса — так называемый ряд предел — имеют непосредственную связь с наместными иконами. Их уникальность в том, что сюжеты — в частности, «Апостолы у гроба Богородицы», «Христос в Эмаусе», «Искушение Христа в пустыне» — не имеют близких аналогов в иконописи того времени. Искусствоведы считают, что некоторые иконы этого ряда написал сам Кондзелевич, особо отмечая мастерство построения композиции, утонченность письма и непосредственность героев.
Одна из отличительных особенностей Галицких иконостасов — дополнительный ярус, в котором изображают пять сюжетов, иллюстрирующих события между Воскресением Христовым и Ниспосланием Святого Духа. Богородчанский иконостас не стал исключением, но его создатель изобразил сцены Пятидесятницы не отдельным рядом, а разместил их в верхней части обрамления наместных икон и дьяконских дверей. Зато праздничный ряд иконостаса создан согласно традиции: двенадцать композиций, по шесть на доске, отображают цикл праздников Святого календаря. Как и изображения апостолов в ряде моления, исполнение праздничных икон приписывают другим мастерам, работавшим под началом Кондзелевича, хотя отмечается, что мастер наверняка занимался моделированием лиц.
Резьбу для Богородчанского иконостаса выполнили жовковские мастера. В архитектонике этого иконостаса проявляется характерное барочное криволинейное размещение верхнего пророческого ряда, помещенного в ассиметричные картуши. Притом картуш с тремя пророками крепится н картуши с двумя, формируя пирамидальное завершение иконостаса. Особенно впечатляют царские врата — классический образец барочной резьбы — богато украшенные переплетением виноградных лоз, желудями, листьями, цветами и фруктами, которые формируют сложную систему символов и аллегорий. Врата украшают три пары медальонов с миниатюрными изображениями сцен Благовещения и фигурами четырех евангелистов. Предполагается, что рисунок для резьбы иконостаса создал сам Иов Кондзелевич, и в некоторых элементах проглядывает влияние восточной тематики: здесь можно отыскать мотивы тюльпана и гвоздики, плодов граната и цветка лотоса. Тема Евхаристии выражена в деревянной скульптуре пеликана, кормящего птенцов своей кровью, которая размещена у подножия Распятия.
Консервационные и реставрационные работы иконостаса начались только в 1998 году, для чего выделили большое помещение в главном корпусе музея на проспекте Свободы, 20, в котором имелся необходимый температурно-влажностный режим. Самые большие проблемы, которые встали перед реставраторами — разное состояние сохранности отдельных икон, а также значительное количество реставрационных вмешательств за длительный период истории иконостаса, многие из которых были далеко не профессиональными. Еще одной проблемой для реставраторов стала легенда, которая более века присутствовала в научных трудах, посвященных Богородчанскому иконостасу — о своеобразной «сфумато», или лессировке темными тонами по яркой подмалевке, которую якобы Иов Кондзелевич применял в своих работах. После химических исследований лаковых пленок эта легенда была полностью развеяна — никаких пигментов в них обнаружено не было.
В процессе очистки от загрязнений реставраторы нашли много интересных деталей, до этого скрытых под темным слоем грязного лака. Например, в иконах праздничного ряда «Рождество Христово» после расчистки проступили людские фигуры и деревья, «Сретение» и «Благовещение» открыли элементы одежды, «Въезд в Иерусалим» и «Успение богородицы» — игру света и тени. На иконах наместного ряда «Вознесение» стали видны отпечатки стоп Христа на горе, деревья в саду, небольшие фигурки людей и архитектурные элементы, на иконе «Воздвижение честного креста» обнаружили богатый орнамент на одеждах святых. Композиция «Святой Антоний и Феодосий Печерские» заиграла новыми яркими цветами одежды, стали видны элементы пейзажа с детально прорисованными речкой, камнями, холмами и маленькими фигурами калек. Реставрационные работы были завершены осенью 2005 года.
Посетители Национального музея, заходящие в зал, где экспонируется Богородчанский иконостас, с первых шагов по экспозиции могут оценить всю грандиозность этого произведения. Иконостас ошеломляет своей масштабностью: многочисленные лики и сюжеты, обилие мелких и тонких живописных деталей, потрясающей красоты резьба — словом, барокко
во всем своем блеске. Росписями покрыты все поверхности — и боковые, и промежутки между иконами, исключительно интересны царские врата с медальонами-миниатюрами. «Мы и не знали, что тут такое есть!» — эту фразу смотрители музея слышат очень часто. Даже те, кто забежал в музей на полчаса, непременно задерживаются в зале Богородчанского иконостаса, подолгу разглядывая мельчайшие детали — это действительно завораживающее зрелище.
Фото к материалу (кроме специально подписанных): Ольга Потехина