Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Рембрандт из кинофильма 1930-х годов — румяный балагур и слегка недотёпа. Рембрандт 1970-х — молчаливый и мрачный тип с тяжелым взглядом маньяка. Рембрандт 2000-х — обаятельный живчик и острослов. Рембрандт из советского телефильма выражается исключительно стихами. Рембрандт из французской драмы показан в более чем откровенных постельных сценах. Какой из фильмов рекомендует Артхив? Все! А чтобы вам удобнее было выбрать кино по вкусу,мы составили по фильмам о Рембрандте подробный гид.
«Рембрандт» (Великобритания, 1936)
О чем кино? Рембрандт приходит в лавку выбрать краски и заодно прикупает драгоценное ожерелье — оно точно понравится его жене Саскии. «Поговаривают,что Саския больна?» — спрашивают его. «Саския здорова,как никогда», — уверяет Рембрандт. Художник,что с него взять? Он и вправду не подозревает,что его жене остались считаные дни. К тому же властная экономка Гертье Диркс(Гертруда Лоуренс) со злыми бровями-ниточками,заправляющая всем в доме Рембрандта,нарочно не сообщает ему о том,что и со здоровьем у Саскии неважно,да и с денежными делами — не ахти. Но и ей придётся несладко,когда заказчики осмеют«Ночной дозор», а Рембрандт влюбится в молоденькую и веселую служанку Хендрикье Стоффельс.
Кстати,это единственный фильм о Рембрандте,где не понадобилось платить гонорар за роль Саскии — просто потому,что она так и не появляется в кадре.
Какой тут Рембрандт? Недалекий и простодушный. Он,например,по сценарию,не только не знал,что Саския смертельно больна,но и в течение десяти лет не догадывался,что она составила такое завещание,согласно которому Рембрандт не сможет жениться вторично,не превратившись в нищего. А еще Рембрандт в этом фильме — балагур и рубаха-парень. Приехав к родителям в Лейден,легко ввязывается в драку. Взасос целует незнакомую девчонку. Проповедует праздным гулякам ветхозаветные истины. Запекает для близких гуся с яблоками и каштанами. И однажды(вопреки тому,как обстояли дела в реальности) всё-таки решается жениться на Хендрикье,чтобы порадовать её перед смертью. Ну разве такой милый детина мог отправить Гертье в сумасшедший дом(что сделал реальный,а не киношный Рембрандт)? Разумеется,нет. Потому об этом в фильме ни слова.
Гертье Диркс обещает, что непременно отправит Рембрандта на приём к принцу, чтобы получить выгодный заказ, и сумеет заставить его «писать как все».
Однажды терпению Рембрандта приходит конец.
Кто автор? Британский режиссер венгерского происхождения Александр Корда. Через 5 лет после черно-белого байопика о Рембрандте он снимет фильм«Леди Гамильтон» с Вивьен Ли,который сделает его знаменитым.
Интонация — слегка опереточная,как и во многих фильмах той эпохи,но в этом есть свое очарование.
Запоминающиеся моменты. Первый — лирический. Тот,где Рембрандт знакомится с нищим в амстердамском порту и просит его позировать для царя Саула. Второй — комический. Художника допекают кредиторы: он должен им сотни флоринов. Тогда Хендрикье вспоминает«теневую схему», подсмотренную ею на местном продуктовом рынке. Они с Рембрандтом заключают юридический договор,согласно которому она предоставляет Рембрандту жильё,холсты и краски,а он передаёт ей все права на свои картины. Явившимся кредиторам подруга Рембрандта,надев для солидности очки,заявляет: «Кто-кто вам должен? Мой слуга Рембрандт? Все его имущество теперь принадлежит мне! Таков закон Голландии!»(Шутки шутками,но примерно так дело и обстояло: Хендрикье Стоффельс и Титус ван Рейн учредили предприятие по продаже картин Рембрандта,тем самым оградив его от скатывания в нищету).
Хендрикье Стоффельс знает, как защитить Рембрандта от навязчивых кредиторов. Сыгравшие художника и его последнюю возлюбленную актёры Эльза Ланчестер (кстати, ученица Айседоры Дункан) и Чарльз Лоутон (первый из британцев, получивший «Оскар») в жизни были мужем и женой.
Как заинтересовать зрителя фильмом о Рембрандте? Правильно: поместить его на постер в обнимку с молодой блондинкой! Впрочем, Хендрикье Стоффельс действительно была моложе художника на 20 лет.
— Вас все знают — вы тот,кто рисует нищих. Некоторые говорят,что вы и сам не хуже нищих.
— Ты мне нравишься. У тебя внешность пророка.
— А вы мне не нравитесь: рассуждаете,как благородный,а на самом деле — никудышний художник.
— С чего ты взял,что я никудышний?
— Будь вы приличным,не малевали бы нищих. Приличные художники рисуют приличных людей: почтенных господ,красавиц,королей.
— Я пишу королей: из тебя я сделаю короля из Ветхого завета… Уж больно хочется написать твою царскую образину… Надень это кольцо! И не пытайся его украсть — это подделка!
Рембрандт. Саул и Давид
Нищий с амстердамской верфи и сын Рембрандта Титус позируют художнику в образах Саула и Давида.
Неточности сценария: В начальных титрах фильма 1936 года сообщается: «Cегодня творения Рембрандта не под силу приобрести ни одному миллионеру». Вероятно,в середине 30-х годов ХХ века арт-рынок действительно не позволял этого сделать. Сейчас дела обстоят иначе: один только миллионер Томас Каплан за последние десятилетия приобрёл для своей Лейденской коллекции около 250 рисунков и картин Рембрандта.
«Рембрандт» (СССР, 1963)
О чем кино? У Рембрандта с Саскией — нешуточные социальные разногласия. Ей,аристократке,не понять,«что его влечёт к ночлежке,к рынку,к улице,к таверне». Рембрандт здесь — настоящий пролетарский художник: свой для бедных,чужой для богатых. Классовый подход последовательно выдержан и дальше: что ни богатей — так обязательно негодяй. Бургомистр Сикс(Олег Басилашвили) только и ждёт случая подвести художника под монастырь. Бюргеры ничего не смыслят в искусстве. Успешный и хитрый ученик Рембрандта Говерт Флинк(Михаил Волков) говорит,что таланта в учителе ни на грош. Капитан стрелковой роты Банинг Кук(Владислав Стржельчик) — тщеславен,глуп и утверждает,что кумир Рембрандта Рубенс«населяет небо кухарками», но при этом(вот противоречивая личность!) подбивает клинья к кухарке Рембрандта Хендрикье…
Кто автор? Загадочно погибший под колесами поезда поэт Дмитрий Кедрин(1907−1945) оставил лирику,поэмы и стихотворную драму«Рембрандт». Её(в урезанном цензурой виде) часто читали по радио,ставили на сцене,в конце концов,пьесой заинтересовался ни много ни мало — Большой драматический театр. Фильм«Рембрандт» 1963 года — это постановка режиссера«Мосфильма» Леонида Пчелкина и и режисера БДТ Копеляна по драме Кедрина,адаптированная для телевидения.
Какой тут Рембрандт? Рембрандта играет Ефим Копелян. Звезда БДТ и незабвенный закадровый голос из «17-ти мгновений весны», он и в образ голландского художника привносит свою восточную харизму: непререкаемую уверенность в собственной правоте,ухмылку в усы,прищур,благородно-покровительственное отношение к женщинам. В гриме он не слишком похож на Рембрандта,иногда трудно отделаться от ощущения,что вот-вот Копелян усмехнётся и произнесёт: «Штирлиц как никогда был близок к провалу».
Интонация фильма — идеологически выверенная :) Шутка. На самом деле в телеспектакле«Рембрандт» можно расслышать интонации классической школы БДТ,их ни с чем не перепутать.
« - Поди ко мне. На грудь мою приляг. Хлебни глоток из моего бокала... Сядь на колени мне. Черт знает - как Твое колье на шее засверкало! Я нарисую так тебя. Стократ Прелестней ты с воздетой к небу чашей!»
Рембрандт. Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)
Запоминающиеся сцены. Это не вполне кино,а лишь телевизионный спектакль,поэтому и ждать особенного построения кадра,говорящих деталей или неожиданной интерпретации знакомых картин не приходится. Но есть забавные моменты. Например,когда коварный Говерт Флинт скоропостижно сбегает от утратившего положение в обществе Рембрандта,ссылаясь на то,что отравился модной диковиной — мандарином. А после издевательски рисует на полу золотой флорин,чтобы подслеповатый скупердяй Рембрандт пытался отодрать его от пола(реально описанный случай с учениками Рембрандта). Или еще забавное — Саския жалуется мужу на его картину«Даная»:
Ты не польстил мне там. Я б как-нибудь Иначе быть написана хотела: В «Данае» у меня пустая грудь, Зеленое расплывшееся тело…
А Рембрандт«утешает» её:
Ты и такой мила мне,жизнь моя, — С морщинками гусиных этих лапок. Ужели ты хотела б,чтобы я Намалевал тебя средь модных тряпок?..
Неточности сценария. Киношный Рембрандт совершенно напрасно ругает«модные тряпки»: Рембрандт исторический с большим азартом коллекционировал драгоценные ткани,воинские костюмы,редкостные украшения. Он мог провести полдня,старательно наматывая тюрбаны на головы моделей. Есть и более серьёзная и сознательная«неточность»: в этом советском фильме в жизни Рембрандта вообще отсутствует Гертье Диркс. Оно и понятно: для биографии классово близкого художника три любимых женщины — это как-то многовато,решительно перебор. А если уж вспомнить о том,что свою вторую возлюбленную Рембрандт после серии судебных разбирательств упрятал в сумасшедший дом… Нельзя,право,так усложнять образ«пролетарского живописца»! Поэтому сразу после Саскии в жизни Рембрандта появляется Хендрикье,социально близкая дочка трубача(в реальности не дочкой,а вдовой трубача была Гертье).
Рембрандт ван Рейн и Хендрикье Стоффельс. Как и в предыдущем фильме, перед нами актерская супружеская чета - Ефим Копелян и Людмила Макарова.
Все-таки на Петра I Копелян в гриме похож больше, чем на Рембрандта!
Ученики Рембрандта Фабрициус (справа) и Говерт Флинк.
Рембрандт и умирающая Саския.
Рембрандт и коллекционер его картин и бургомистр Амтердама Ян Сикс.
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
1669 года» (Нидерланды, 1977)
О чём кино? Это подробное и неторопливое повествование от рождения Рембрандта девятым по счету ребенком в семье мельника — и до последних дней его жизни. Повествование,где герои говорят очень мало(Саския за 20 минут экранного существования не произносит ни слова,а лишь красиво улыбается или опускает глаза), а «картинка» значит очень много. Люди здесь преимущественно молчат — говорят предметы. Вот порыв ветра распахивает окно — и в дом начинает хлестать дождь,вот ползёт паук,вот старуха застыла за чтением Библии,вот Рембрандт водружает на голову Саскии венок из полевых цветов,вот новорожденный младенец крепко-крепко хватает Рембрандта за палец. Всё это перемежается крупными планами рембрандтовских картин и их деталей — рук,глаз,шляп… Фоном звучит музыка — свирель или контрабас. По колориту фильм близок к живописи Рембрандта: здесь предобладают оттенки коричневого и охристо-золотого.
Кадр из фильма "Рембрандт: портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
1669"
Рембрандт. Мать читает Библию
Какой тут Рембрандт? Это,должно быть,самый сдержанный,немногословный и мрачный Рембрандт из всех своих сценических и кино-воплощений. Поначалу он почти и не говорит в кадре — лишь пристально,изучающе смотрит на людей и предметы,оживляясь только когда строит себе перед зеркалом гримасы. Всё его редкие монологи — это,по сути,очень жестокие слова. Он сообщит о Саскии,потерявшей троих детей младенцами: «Она вспоминает о них,когда ей не хватает моего внимания. Она знает очень хорошо,что моя работа требует полной концентрации… Она должна мужаться». Потом,после смерти Саскии,к нему придёт наниматься на работу простая и милая женщина — Гертье,и это станет центральным сюжетом всей истории. Первое,что она слышит от Рембрандта: «Самое главное — мне нельзя мешать,когда я работаю — всё остальное тебе на откуп». Гертье привязывается к маленькому сыну Рембрандта Титусу,а потом оказывается в постели художника. Рембрандт надевает на неё драгоценности Саскии,но кричит на Гертье перед зеркалом: «Что ты всё молодишься,старуха!» Он попробует откупиться от преданно влюблённой женщины,когда на горизонте появится другая,моложе. Оскорбленная Гертье будет долго судиться с ним(в фильме звучат реальные тексты судебных приговоров), в отместку Рембрандт упрячет её в богадельню. Он сделает это,несмотря на предупреждения друзей: «Ваша жестокость настроит против вас Амстердам». Свидетельницей на стороне Рембрандта выступит Хендрикье.
Ван Эйленбург представляет Рембрандту свою кузину Саскию.
Саския позирует Рембрандту для портрета в красной шояпе с пером.
Кто автор? Голландский сценарист и режиссёр Йос Стеллинг. Русскоязычному зрителю он неплохо знаком,поскольку в своих фильмах 2010-х годов снимал Сергея Маковецкого и Ренату Литвинову. Правда,байопик о Рембрандте Стеллинг снял давно,больше сорока лет назад,но его эстетика с тех пор не слишком переменилась. Критика называет его выдающимся мастером артхауса. Но Стеллинг утверждает,что никакой он не интеллектуальный режиссёр — в первую очередь его интересуют чувства: «Мужчины больше анализируют сюжет,а женщины смотрят шире,чувствуют эмоциональную связь с персонажами… Моя публика — это женщины. Они легче плачут».
«Все любовные истории похожи друг на друга, — признает режиссер фильма „Рембрандт: Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
1669 года“ Йос Стеллинг. — Два человека стремятся друг к другу,и все,что нужно сделать, — это создать для них проблемы».
Интонация фильма. Зрители онлайн-платформ стеллинговский«Рембрандт: Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
1669 года» часто ругают — уж больно похоже на простой конспект биографии. Такое,дескать,разве что студенту,не успевшему прочитать биографию Рембрандта,в ночь перед экзаменом смотреть. Действительно,фильм подробный,неторопливый,немногословный,к тому же без хэппи-энда — есть от чего разочароваться любителю игрового кино.
Запоминающиеся моменты. Малыш Титус нацепил отцовские шапку,пальто и башмаки и кружит по комнате. Это видит мачеха Титуса Гертье,и вместо того чтобы ругать расшалившегося ребенка — смеется и сжимает его в обьятиях. Застав этих двоих врасплох,Рембрандт чуть ли не впервые за весь фильм улыбается. Второй момент тоже связан с Титусом. Прошло 25 лет,нет уже на свете ни Гертье,ни Хендрикье. Титус приходит к постаревшему,обедневшему,одинокому Рембрандту. Тот стоит за мольбертом. «Ты так занят,что никого не замечаешь! — почти с отчаянием говорит ему сын. — Я так люблю тебя! Я назову сына в твою честь! А ты? Ты любишь меня?!» Рембрандт молчит и не отрывается от работы.
Неточности сценария. Они,возможно,и есть. Но навскидку заметить не получается — все-таки это голландский фильм о художнике,Рембрандт для них — национальное достояние,положение обязывает. Правда,тогда придётся с сожалением признать,что и вот такой Рембрандт — жестокий,черствый и всецело поглощенный своей работой — ближе всего к своему историческому прототипу.
«Рембрандт» (Франция, 1999)
О чем кино? По киноязыку это самая традиционная версия байопика — с интригами,яркими диалогами,обычным набором биографических клише. Нет здесь и никакой ценимой эстетами колористической«игры в Рембрандта»: фильм яркий,многоцветный,что называется,зрелищный. Рембрандт здесь не одиночка — он плотно вплетён в семейные(через рождения и смерти его детей,мысленные обращения к матери: «Корнелия,матушка…») и социальные механизмы. Параллельная с личной историей Рембрандта сюжетная линия — светское общество Амстердама,которое Рембрандт нарочито игнорирует,но от смены отношения к нему в котором,в конечном счете,зависит его судьба. Показаны те,кто способствовал возвышению Рембрандта: представитель штатгальтера Нидерландов Константин Гюйгенс,благодаря которому Рембрандт получит первые заказы для гаагской знати после того как от них откажется Рубенс; его шурин и «продюсер» — рыжий хитрый ван Эйленбург; сначала друг,а потом недоброжелатель Ян Сикс. Сценаристам интересно проследить(или придумать) причинно-следственные связи: вот Рембрандт нелестно отзывается о Николасе Тульпе(его играет Жан Рошфор) в анатомическом театре: «Этот доктор Тульп без конца позирует» — а вот спустя пару десятилетий ставший бургомистром Амстердама Тульп хвалится тем,что инциировал церковный суд над бедной Хендрикье: «Я с гордостью признаюсь,что сыграл решающую роль в отлучении от церкви шлюхи,которая родила ему ребенка».
Рембрандт рисует Саскию в красной шляпе. Этот фильм о Рембрандте - единственный из пяти, в котором рембрандтовские портреты адаптировали к лицам актеров, играющих его моделей.
Ван Эйленбург представляет своему протеже Рембрандту кузину Саскию. Рембрандт: "Правда, она не так уж и красива..." Саския: "А он и вовсе не хорош собой и, кроме того, староват для меня!"
Начало романа Рембрандта и Саскии.
Саския с малышом Титусом.
Саския на смертном одре.
Кто автор? Французский режиссер,сценарист,живописец и скульптор Шарль Маттон.
Какой тут Рембрандт? Рембрандт тут просто человек,ни разу не «заоблачный гений». Его играет австрийский актёр Клаус Мария Брандауэр.
Интонация фильма — куртуазная. Фильм снят так,как если бы Рембрандт был французским буржуа или даже придворным-вольнодумцем,а не сыном сурового голландского мельника. Он тут флиртует со вкусом и занимается любовью со страстью. Хендрикье признается: «Однажды мне приснилось,что солнце подожгло его усы… А вечером мой господин,испачканный в красках,бросается на меня. Я с ног до головы в красках». Да что там,в первой сцене фильма старого и замученного кредиторами Рембрандта,громящего с отчаяния мастерскую,из-за двери утешает служанка: «Откройте,мсье! Хотите потрогать мои волосы,погладить грудь?» Не Рембрандт,а чисто тебе«одинокий бродяга любви Казанова».
Рембрандт Харменс ван Рейн. Французская постель. 1646. Рейксмюзеум. Амстердам. Эротически сцены во французском фильме о Рембрандте взяты не «с потолка», а напрямую из эротической графики Рембрандта.
Запоминающиеся моменты. 1) Беременная Саския в разгар пирушки забирается на пышно накрытый стол и начинает танцевать. У неё отходят воды. Служанки с веселыми вскриками«С гуся вода — с мальца худоба!» разгоняют мужчин: роды не мужское дело. А в следующей сцене спустя несколько недель Саскию не могут заставить отдать тельце умершего малыша. 2) У Рембрандта околела обезьянка,его и Титуса любимый зверёк. Всерьёз опечаленный этим фактом художник спешит запечатлеть обезьянку прямо поверх холста,который у него в работе. Шокированные бюргеры,чей семейный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Рембрандт украсил/испортил мертвой обезьяной,закатывают скандал. Кстати,в отличие от сцены с родами на столе,история с обезьянкой — правда. Во всяком случае,она точно фигурирует в мемуарах современника Рембрандта Арнольда Хоубракена.
Неточности сценария — следствие его излишней«куртуазности». Только один говорящий пример: Хендрикье,родив пожилому уже Рембрандту дочку,сидит с годовалой малышкой за клавесином с изящно обнажённой шеей и причёской как у какой-нибудь мадам Рекамье. Это Хендрикье-то — дородная,хоть и хорошенькая,солдатская дочь,которая в предыдущем фильме правдиво показана прачкой. За клавесином!
Хендрикье (Романа Боринже) с малышкой Корнелией - единственной из трёх дочек и двух сыновей Рембрандта, кому суждено будет дожить до зрелых лет.
«Тайны «Ночного дозора» (Канада, Франция, Германия, Польша, Нидерланды, Великобритания, 2007)
О чем кино? Этот фильм из пяти самый длинный и — в хорошем смысле — самый безумный. При том что хронологически он охватывает всего год-два из жизни Рембрандта,когда тот работал над«Ночным дозором», хронометраж фильма — 2 часа 20 минут. Если коротко,он о том,как для Рембрандта«Ночной дозор» оборачивается ночным кошмаром. Первые же кадры заставляют немедленно проститься с мыслью о традиционном байопике. На театральную сцену выбегает вытолкнутый кем-то избитый и ослеплённый Рембрандт. Абсолютно голый. С пронзительным монологом о том,как когда-нибудь «мили и мили нарисованной тьмы озарит вспышка света».
Кто автор? Британский режиссер,знаток искусства и автор мультимедийных проектов Питер Гринуэй. Согласно его версии,картина«Выступление стрелковой роты Баннинга Кока», известная впоследствии как«Ночной дозор» и приведшая Рембрандта к утрате репутации и жизненному краху,на самом деле — закодированное послание. Художник,ставший свидетелем преступлений изображённых на полотне персонажей(от сутенёрства до убийства), зашифровал своё тайное знание в картине.
Рембрандт и Хендрикье.
Рембрандт и Саския.
Какой тут Рембрандт? Его играет Мартин Фримен(Бильбо Бэггинс в «Хоббите», Ватсон в «Шерлоке»). Играет великолепно. Рембрандт из него получился живой,сварливый и трогательный,циничный и ранимый,эмоциональный и остроумный,соображающий на два шага вперёд всех своих собеседников. И этот Рембрандт — своеобразная компенсация даже для тех,кому трудно проникнуться конспирологией Питера Гринуэя и поверить в заговор против художника,растянутый на 2 с половиной часа экранного времени.
Интонация фильма. Стиль Гринуэя критики определяют как«барочный постмодернизм». Представляете,какая может быть у барочного постмодернизма интонация? Воооот.
Запоминающиеся моменты. Тут прямо не знаешь за что хвататься — такое все постмодернистски-интересное и барочно-избыточное. Хороши все сцены с Саскией — и когда Рембрандт домогается её,и когда шутит с ней,и когда с рыданиями вычерпывает воду из ее могилы. Гринуэй вообще убеждён,что в кино,как и в реальности,важны только две вещи — секс и смерть.
Неточности сценария. Об этом сложно судить хотя бы потому,что Гринуэй отвергает точность как таковую в пользу правдоподобной условности.
Например,Питер Гринуэй полагает,что,помимо обвинения в убийстве и содержании публичного дома с несовершеннолетними девочками,в «Ночном дозоре» есть еще и недвусмысленное указание на то,что Банниг Кок влюблён в коротышку Вильгельма ван Рёйтенбюрга. Во-первых,они даже одеты словно жених и невеста — в черном и белом. Во-вторых,трактовку рембрандовских намёков мы слышим в фильме от самих персонажей«Ночного дозора»: «Мы должны быть ополченцами,идущими на защиту города. А мы похожи на сборище беззаботных актёришек! — И что же эта картина говорит нам? Что Банниг Кок гомик,желающий запустить свои руки в штаны Вильгельму!(на это должна указывать тень от руки Кока,падающая на причинное место Рёйтенбюрга — ред.) — Что Вильгельм — бабник с большим членом? Давайте сожжём эту чертову мазню!»
А это Рембрандт в окружении всех трёх своих любимых женщин. У Гринуэя и Гертье,и Хендрикье приходят в жизнь Рембрандта не последовательно после Саскии,а одновременно(фильм-то всего о двух годах из жизни художника,а не о двадцати двух!) Обе — живут в доме семьи Рембрандта в качестве служанок. Умирая,Саския просит: «Пусть Гертье оденет меня в вязаное — говорят,в той церкви,где меня похоронят,холодно. Пусть Хендрикье принесёт горячей воды,а Гертье погладит длинные чулки — я хочу попасть на небо с теплыми ногами и без следов от подвязок». Следы от подвязок — грубая,но правдивая деталь,за которую критики-современники бранили рембрандтовские ню
Ню – жанр искусства, в центре внимания которого находится эстетика обнаженного человеческого тела. Название жанра – ню – сокращение от французского слова nudité — «нагота, обнажённость». Читать дальше
.
Постскриптум. В сотнях автопортретов Рембрандт невероятно подробно документировал свои эмоции и душевные состояния. Это рождает иллюзию,что мы знаем о характере и темпераменте художника всё. Фильмы,снятые о нём,доказывают: это действительно только иллюзия. Трудно даже представить более не схожих между собою людей,чем киношные Рембрандты.
Титульное фото: Клаус Мария Брандауэр в роли Рембрандта.