В Париже перед судом предстал злоумышленник, который за свои акробатически виртуозные ограбления получил кличку «Человек-паук». Сейчас 49-летний Вьеран Томич обвиняется в краже из парижского Музея современного искусства пяти картин на общую сумму в 100 млн евро. Полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже и Амедео Модильяни до сих пор не найдены.

Если суд вынесет вердикт о виновности этого человека, ему грозит 20 лет тюрьмы



Жорж Брак. Оливковое дерево близ Эстака
Оливковое дерево близ Эстака
Жорж Брак
1906
Пабло Пикассо. Голубь с зелёным горошком
Голубь с зелёным горошком
Пабло Пикассо
1912, 65×54 см

Серб Вьеран Томич, опытный скалолаз, признался в совершении преступления. В мае 2010 года он вместе с двумя предполагаемыми сообщниками проник в одну из самых популярных галерей французской столицы, разбив окно. Музейная сигнализация была на ремонте, а Томич каким-то образом вывел из строя камеру видеонаблюдения. В ту ночь в галерее дежурили трое охранников, однако пропажа полотен обнаружилась лишь на следующий день перед открытием – на месте картин висели лишь пустые рамы.

По словам судьи, ограбление прошло с «обескураживающей лёгкостью».



Слева: Пабло Пикассо, «Голубь с зелёным горошком» (1911)

Прокуроры утверждают, что некий бездомный заметил, как Томич бродил вокруг музея незадолго до ограбления. Полиция арестовала злоумышленника после анонимной наводки и отслеживания его мобильного телефона.
Фернан Леже. Натюрморт с подсвечником
Натюрморт с подсвечником
Фернан Леже
1922, 116×80 см


После задержания в мае 2011 года Томич заявил, что изначально собирался украсть лишь «Натюрморт с подсвечником» (1922) Фернана Леже и не думал, что ему удастся прихватить ещё четыре картины. Помимо произведения Леже добычей вора стали кубистическое полотно Пикассо «Голубь с зелёным горошком» (1911) – только оно одно оценивается почти в 25 млн евро, – а также картины «Пастораль» (1905) Матисса, «Оливковое дерево близ Эстака» (1906) Брака и «Женщина с веером» (1919) Модильяни.

Все они, за исключением Модильяни, были вывешены в одном зале. Музей современного искусства располагается в фешенебельном 16-м округе Парижа и является домом для более чем восьми тысяч произведений искусства XX века.



Слева: Фернан Леже, «Натюрморт с подсвечником» (1922)

Томич, который уже отсидел длительные сроки за 14 предыдущих преступлений, заявил, что украл картины просто потому, что они ему понравились. В интервью перед заседанием суда он сравнил себя с Арсеном Люпеном – обаятельным литературным персонажем, который грабил дома богатых парижан. Новеллы и романы о «джентльмене-грабителе» выходили из-под пера Мориса Леблана с начала 1900-х и до смерти писателя в 1941 году.
Анри Матисс. Пастораль
Пастораль
Анри Матисс
1905, 46×55 см

Общая стоимость украденных произведений искусства, по оценкам властей, составляет 100 млн евро. Однако некоторые эксперты заявляют, что эта цифра в два раза выше, хотя и признают, что продать эти шедевры на открытом рынке было бы невозможно


Амедео Модильяни. Женщина с веером. Портрет Лунии Чеховской
Женщина с веером. Портрет Лунии Чеховской
Амедео Модильяни
1919, 100×65 см

За подобные кражи суд обычно приговаривает преступников к десяти годам заключения, однако Вьеран Томич может получить вдвое больше, учитывая его предыдущие преступления. В музеи и шикарные парижские квартиры серб проникал, карабкаясь по стенам – за что и получил своё прозвище. 

Картины, украденные из Музея современного искусства в Париже, до сих пор не найдены. Арт-дилер, у которого они находились недолгое время, заявил, что просто выбросил бесценные полотна, однако правоохранители этому не верят.



По материалам Agence France-Presse. На главной иллюстрации слева - Вьеран Томич перед заседанием суд. Фото: Bertrand Guay / AFP