войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Азбука коллекционера: 10 советов тому, кто желает приобрести 'подлинник'

Появление подделок в живописи всегда связано с именем художника, уже известного в мире искусства. Тогда и возникает желание у фальсификаторов разделить лавры славы, увеличить творческое «наследие» известного автора и, естественно, хорошо подзаработать. Такая практика существовала во все времена. Чего стоит знаменитое дело по разоблачению фальсификаций Вермеера и работ других «старых мастеров» кисти современного голландца ХХ века Хана ван Меегерена? Но поначалу первые искусствоведы страны, а заодно и директора художественных музеев в Голландии, признали подделку за настоящие шедевры XVII века! Так что, как показала практика, даже авторитетные эксперты могут ошибаться и выдавать сертификаты с неправильно установленным авторством.
Азбука коллекционера:         10 советов тому, кто желает приобрести 'подлинник'
Что ж, коллекционер обязан быть эрудированным, внимательным, осторожным, и совершенствовать свое «чутье». Посещайте художественные музеи и выставки, подмечая индивидуальность каждого авторского стиля и его особенности. Общий же подход к покупке подлинного шедевра остается неизменным вот уже много лет: доверяя, проверяйте. Его подтверждает и громкая история продажи фальшивой картины Бориса Григорьева «В ресторане» за 250 тыс. долл. при посредничестве искусствоведа, специалиста с мировым именем Елены Баснер, которая была задержана в феврале 2014… Если бы коллекционер, покупая полотно, неукоснительно следовал известным нехитрым правилам — дело бы обернулось иначе. Итак, начнем с азов:
1. Покупая картину известного художника, необходимо доверять арт-дилеру или сотрудникам художественной галереи. Для этого наведите справки, проверьте репутацию художественного салона или посредника, предлагающего картину к продаже.

2. Если речь идет о покупке картины старых мастеров, вплоть до начала ХХ века, важно увидеть документ об экспертизе.
Такая практика существовала во все времена. Чего стоит знаменитое дело по разоблачению фальсификаций Вермеера и работ других «старых мастеров» кисти современного голландца ХХ века Хана ван Меегерена? Но поначалу первые искусствоведы страны, а заодно и директора художественных музеев в Голландии, признали подделку за настоящие шедевры XVII века! Так что, как показала практика, даже авторитетные эксперты могут ошибаться и выдавать сертификаты с неправильно установленным авторством.
Экспертиза — это установление подлинности произведения искусства. Комплексная профессиональная экспе

Экспертиза — это установление подлинности произведения искусства. Комплексная профессиональная экспертиза включает технико-технологические и стилистические исследования. На основании этих исследований, проводимых в специальных лабораториях, искусствовед-эксперт составляет экспертное заключение. В документе указывается результат проверки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, которая показывает поздние записи картины, вмешательство реставраторов, и что очень важно — была ли переписана подпись. Химический анализ проводится с пробами красочного слоя, грунта, а также холста. На основании результатов этих исследований устанавливается время написания картины. Стилистическая экспертиза устанавливает атрибуцию — авторство. На этом этапе исследований определяются особенности авторского стиля, манера исполнения, характерная для данного периода творчества художника. Здесь речь идет о сюжете, композиции и цветовой гамме, присущей данному художнику. В экспертном заключении могут приводиться примеры других работ этого автора как аналоги. Также в документ должна быть включена информация о холсте и подрамнике; холст может быть оригинальный или дублированный — то есть изображение переведено на новый холст.

В конце 2013 Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П.М.Третьякова предупреждала о появ

В конце 2013 Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П.М.Третьякова предупреждала о появлении фальшивых экспертных заключениях на картину «Лежащая обнаженная» Серебряковой З.Е. Необходимо проверять предъявляемые вам сертификаты у «первоисточника» — организации или лица, выдавшего заключение.

3. Огромное значение для определения подлинности картины имеет ее история — провенанс, то есть «биография» картины со всеми ее владельцами: кому работа принадлежала ранее, в каких коллекциях находилась. Если есть такая информация, и ее прежние владельцы являются известными коллекционерами или признанными знатоками живописи в мире искусства, это может также служить подтверждением ее подлинности. Информация об экспонировании работы на художественных выставках или продажи на известном аукционе также косвенно служит подтверждением ее подлинности (на оборотной стороне картины приклеивается соответствующая этикетка, в которой указаны: название выставки, год ее проведения, фамилия художника, название работы, ее размер и техника исполнения). Упоминание картины в книгах, воспоминаниях, а также надпись родственников художников, подтверждающих авторство, также говорят в пользу подлинности этой работы.

4. Если вы покупаете старую картину, обратите внимание на кракелюр — тоненькие трещины, образованные на красочной поверхности картины, они говорят о ее «почтенном возрасте». Хотя есть такие умельцы, которые с помощью клея и высокой температуры могут механически «состарить» картину, создав искусственный кракелюр. В этом случае речь идет о подделке работ очень известных художниках, так что см. пункт 3!

5. Если вы покупаете картину современного автора, могут встречаться подделки в виде… напечатанных картин! Современная техника творит чудеса, и, например, почти неотличимые от оригинала копии, напечатанные на 3D принтере, нумеруются и выпускаются ограниченным тиражом, и имеют соответствующую маркировку. Официально… Есть варианты и попроще: качественная печать с «подрисовкой». Как правило, такие картины можно увидеть в продаже на улицах города, в больших торговых центрах и галереях современного искусства. О сколько дивных полотен «почти Евгении Гапчинской» продается в наши дни! Не говоря уже о «Тищенко» — мифическом художнике из кинофильма «О чем говорят мужчины».

Печать негде ставить?

Дотошный покупатель, желая приобрести симпатичную вещицу для украшения интерьера, и стремится купить картину, а не картонку, может сам обратить внимание на некоторые детали продаваемой работы и выявить современную подделку.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
— Вначале внимательно осмотрите холст. У напечатанной картины края холста будут аккуратно заканчиваться красочным слоем, в то время как художник, создавая свой шедевр, никогда не думает о том, как будут выглядеть края холста, натянутые на подрамник.

— На принтах красочный слой довольно гладкий и равномерный, на написанной картине масляными красками он никогда не бывает таким, — видны отдельные мазки, холст в некоторых местах может просвечиваться, в других — краска будет густо покрывать поверхность.

— Обратите особое внимание на подпись, хорошенько рассмотрите ее под увеличительным стеклом. Она может быть написана в слое живописи или грунте, может быть и процарапана и ни в коем случае не должна производить впечатление дописанной позже.

— При общении с продавцом доверяйте своей интуиции. Если в рассказе сотрудника галереи или арт-дилера вы чувствуете неуверенность, фальшь, излишний или притворный восторг по поводу художественных качеств картины, еще и работу «вот-вот купит другой ценитель искусства, надо срочно принимать решение» — не спешите с приобретением. Подумайте, обратитесь за советом к знатоку.

Конечно, задача покупки «подлинника» не ограничивается простыми решениями. Ведь купить хорошую картину — это тоже целое искусство, которое стоит осваивать тому, кто решил собирать ценную коллекцию. А удачный первый опыт покупки картины — залог азартного увлечения: полотно растет в цене, как и ваша решимость гоняться в поисках шедевра и быть неудержимым поклонником и собирателем произведений искусства.
Счастливых приобретений!

P. S. В наши дни все старания фальсификатора Меегерена по созданию «кракелюров» не привели бы к заключению экспертов о подлинности работы «Вермеера»: современное оборудование и техника шагнули далеко вперед, и видят картины буквально насквозь!