
Влюбиться в Украину в Сибири
Виктор Никандрович Пальмов родился в Самаре. Художественному мастерству обучался в Пензенском и Московском училищах живописи, ваяния и зодчества. Работал в московском журнале ЛЕФ, но потом переехал в Украину, где позже основал Украинский союз художников и преподавал в Киевской художественной академии. Умер от неудачной операции в возрасте 40 лет. Игорь Дыченко — коллекционер и ценитель творчества Пальмова — считал, что художника специально «зарезали» на операционном столе, так как его взгляды не устраивали тогдашнюю власть. На долгое время творчество Виктора Никандровича выпало из поля зрения искусствоведов, но теперь оно возвращается. И это прекрасно, потому что раз увидев полотна Пальмова, их уже невозможно забыть.Свое становление как художника сам Пальмов связывал с Давидом Бурлюком. Вместе они побывали в Сибири и Японии. Именно в Сибири Виктор Никандрович познакомился с бытом… украинского села.

Виктор Пальмов. Фото 1914 года
«Это Давид Бурлюк Пальмова „украинизировал“, — рассказал „Артхиву“ Дмитрий Горбачев. — Они в 1920 году побывали в Сибири в поселении Зеленый Клин (его еще называли „Зеленая Украина“, потому что по переписи населения 1926 года там проживало 303 тысячи украинцев). Там Пальмов впервые стал писать настоящее украинское село. Кстати, в 1918 году Зеленый Клин объявил себя частью Украинской Народной Республики. Есть свидетельства, что его представители даже послали тогдашнему главе УНР, Михаилу Грушевскому, телеграмму, на которую тот, кстати, не ответил. Но эта встреча многое решила в судьбе Виктора Пальмова. Уже в 1925 году он навсегда переехал в Украину, в Киев».


Виктор Пальмов. Село. Ночь.
Холст, масло. 1929 г. Коллекция Национального художественного музея Украины
Цветопись и детский рисунок
Поэт Николай Асеев так описывал свои впечатления от полотен Виктора Пальмова: «Прозрачный в красках, мощный в структуре форм, неожиданно горячий в цвете. Он умеет с самообладанием мастера вливать эту раскаленную лаву цвета в конструктивную форму, рожденную его самобытным художественным предвидением. Пальмов носит в себе все признаки мирового мастера, он впитал в палитру опыт западноевропейской рациональности с огненной энергией и волей художника-скифа».По мнению художника, значимость полотна определяется эмоциональным влиянием на зрителя. Именно поэтому цвету должна отводиться особая роль, поскольку, как утверждал Пальмов, реальность изображаемого воспринимается только в том случае, если в воображении остается отпечаток (ассоциация, эмоция). Из этого выплывает и своеобразный манифест художника: «Рассматриваю цвет в рамках полотна как главную цель, но не средство. Вижу в действии цвета реализм современности».
Ученики Пальмова вспоминают, как он давал им задания: создать полотно на нюансах одного спектрального цвета. Профессор Виктор Никандрович даже натюрморты для своих студентов составлял из разных предметов одного цвета.
Разработанная художником концепция «цветописи» окончательно оформилась в киевский период творчества мастера (1925−1929 г. г.). Виктор Никандрович старался изменить ориентиры искусства в сторону спонтанности, неожиданности, чтобы акцентировать внимание на уникальности момента восприятия и представления. Для этого он сначала заполнял живописную основу цветными пятнами, а потом рисовал фигуративные изображения, которые, по его мнению, соответствовали их психоэмоциональному настроению. Сам Пальмов об этом писал: «Меня интересует цветное выражение, я пытаюсь свой тематический побудитель уяснить себе в цвете, а затем уже в виде дополнительного средства воздействия».
«Виктор Пальмов очень любил детей. И очень серьезно относился к их творчеству, — рассказал корреспонденту „Артхива“ искусствовед Дмитрий Горбачев. — Он ведь не только в детской манере на своих полотнах писал, он даже подписывал часто свои картины, как их подписал бы ребенок: наивно и безграмотно».
Но все-таки, в картинах Пальмова главное — цвет. Поэтому полотна художника «не звучат» в репродукциях. Их нужно воспринимать живьем, чтобы видеть натуральный цвет, а не то, как его отображают пусть и современные устройства.
Опознать по пятке
Полотна Виктора Пальмова после скоропостижной смерти художника в сорокалетнем возрасте можно было приобрести за бесценок. Коллекционер Игорь Дыченко вспоминал, как обнаружил одну из самых известных работ живописца — «Пляж»: «Мне же удалось найти в Киеве тех, у кого хранилась часть произведений Пальмова. За одну его картину тогда просили символическую сумму — порядка 28−30 рублей… Однажды, будучи у них в гостях, я заметил выступающий из-за шкафа уголок холста, на котором была изображена пятка. Мое донжуановское воображение тут же дорисовало все остальное. За шкафом пряталось прекраснейшее полотно Виктора Пальмова „Пляж“. Там же я обнаружил и его картину „Украинское село“ — ту, за которую он получил в Японии медаль».
«Жена Пальмова, Капитолина, не умела плавать, — поведал нам эксперт по авангарду. — Так Виктор Пальмов, можно сказать, совершил такой своеобразный перформанс: вывез на лодке супругу на середину водоема и потом столкнул ее в воду. „Я так и знала, что ты больше не любишь меня!“, — кричала бедная женщина. Пальмов ее выловил, конечно. Зато потом Капитолина плавать-таки научилась».
В «Пляже» можно проследить то, что Пальмов считал целью своего искусства, о чем писал так: «Моя задача — это расположить один цвет к другому так, чтобы заставить все цвета в картинной площади действовать общим аккордом цветового звучания».

В. Пальмов. Автопортрет с женой. Холст, масло. 1920 г. Из коллекции И. Дыченко
Так почему же собачки разные?
Но вернемся к нашим собачкам. Точнее, к собачкам Пальмова. Почему же они настолько разные и одинаковые одновременно?«Неудивительно, что Пальмов так часто писал собак — это оберег украинского села, — ответил искусствовед. — А вот почему они разные — это уже вопрос, который каждый смотрящий на картину должен решить сам».
В любом случае, нужно идти за цветом.