Несколько лет назад книга «Мы — это наш мозг» Дика Свааба, бывшего руководителям Нидерландского института головного мозга, стала настоящим международным бестселлером. Вторая его книга — «Our creatieve brein» («Наш креативный мозг»), вышедшая пока только в украинском переводе, заинтересует всех любителей искусства.
В новой книге Дик Свааб рассматривает несколько вопросов. Как можно объяснить творческие способности с точки зрения нейрофизиологии? Что влияет на выбор профессии — особенности строения мозга или наше окружение? Какой биологический механизм мы задействуем, когда оцениваем произведение живописи? И, наконец, какую роль в развитии креативных способностей играют заболевания мозга?
Разумеется, развернуто ответить на эти вопросы в рамках одной книги, пусть даже самой солидной и объемной, не получится. Но кое-что рассказать о связи искусства и эволюционного развития мозга можно — а тем, кого заинтересуют эти вопросы, советуем прочесть книгу Дика Свааба и рекомендованную им литературу.
Разумеется, развернуто ответить на эти вопросы в рамках одной книги, пусть даже самой солидной и объемной, не получится. Но кое-что рассказать о связи искусства и эволюционного развития мозга можно — а тем, кого заинтересуют эти вопросы, советуем прочесть книгу Дика Свааба и рекомендованную им литературу.
Книга Дика Свааба. Источник фото
Как мы воспринимаем искусство?
Современный человек занимается искусством уже 40 тысяч лет. Возникает вопрос — могла ли эта деятельность дать человечеству эволюционное преимущество? На этот вопрос автор утверждает положительно. Ведь искусство — это форма коммуникации, а его восприятие глубоко укоренено в человеческой природе. Но разве только человек любит живопись? — спросит читатель. Разве не были проведены опыты с шимпанзе, которые тоже учились рисовать? В 1950-е годы абстрактные работы, созданные шимпанзе по кличке Конго, продавались на аукционах и приносили немалый доход. Несколько картин даже приобрел для коллекции Пикассо. Увы, обезьяны учатся работать кистью и красками, но сами по себе интереса к творчеству не проявляют. В отличие от людей-художников, в дальнейшем шимпанзе не интересуются своими завершенными работами.Видимо, все дело в восприятии искусства. И в связи с этим стоит упомянуть несколько интересных фактов.
Человеческий мозг устроен так, что любую визуальную информацию. он раскладывает на разные компоненты. Так, цвет, яркость, движение — все это обрабатывается в разных участках мозга и приводит к разным эффектам. Художники с древнейших времен пользуются техниками, которые, как было доказано лишь недавно, соответствуют принципам восприятия.
Например, преувеличение каких-то основных признаков — цвета, формы, размера.
Это связано с эволюцией мозга, который всегда лучше запоминает то, что выходит за рамки среднестатистических значений. В качестве примера можно привести известный бюст Нефертити — длинная шея и непропорционально большой головной убор запоминаются очень хорошо. По этой же причине мозг чаще карикатурные портреты запоминает лучше, чем реалистичные.
Например, преувеличение каких-то основных признаков — цвета, формы, размера.
Это связано с эволюцией мозга, который всегда лучше запоминает то, что выходит за рамки среднестатистических значений. В качестве примера можно привести известный бюст Нефертити — длинная шея и непропорционально большой головной убор запоминаются очень хорошо. По этой же причине мозг чаще карикатурные портреты запоминает лучше, чем реалистичные.
Еще один факт: необходимость группирования фрагментов, точек, форм, красок дарят мозгу приятные ощущения.
Достаточно вспомнить, как дети любят собирать пазлы или находить на картинках спрятанные предметы. В живописи этот эффект соединения фрагментов тоже присутствует. В качестве примера можно привести картину Сальвадора Дали «Великий параноик», где мозг из отдельных элементов должен «собрать» очертания лица.
Достаточно вспомнить, как дети любят собирать пазлы или находить на картинках спрятанные предметы. В живописи этот эффект соединения фрагментов тоже присутствует. В качестве примера можно привести картину Сальвадора Дали «Великий параноик», где мозг из отдельных элементов должен «собрать» очертания лица.
Великий параноик
1936
Причина — в эволюционном развитии.
Для восприятия такой живописи мы используем тот же механизм, что позволял посреди реликтового леса разглядеть хорошо спрятавшегося хищника или добычу.
Для восприятия такой живописи мы используем тот же механизм, что позволял посреди реликтового леса разглядеть хорошо спрятавшегося хищника или добычу.
Препятствие пустоты
1965, 81.3×65.1 см
Эволюционное развитие мозга влияет и на восприятие цвета.
Например, многие знают, что красный цвет вызывает чувство тревоги. Известна история картины «Крик» Эдварда Мунка, которая возникла из приступа паники при виде кроваво-красного заката. Дело в том, что умение распознавать красный цвет для человечества было эволюционным преимуществом. Иногда красный цвет говорил о том, что перед вами — спелые фрукты, но часто красный свидетельствовал о ядовитости растения. Кроме того красный — цвет крови, поэтому тоже с первобытных времен ассоциируется с угрозой.
За распознавание красного цвета в мозгу отвечает определенная зона, тесно связанная с лимбической системой.
Именно последняя формирует эмоции и поведенческие реакции. Панические атаки при виде красного заката или просто дискомфорт, который вызывает картина Мунка — это все ее работа.
Например, многие знают, что красный цвет вызывает чувство тревоги. Известна история картины «Крик» Эдварда Мунка, которая возникла из приступа паники при виде кроваво-красного заката. Дело в том, что умение распознавать красный цвет для человечества было эволюционным преимуществом. Иногда красный цвет говорил о том, что перед вами — спелые фрукты, но часто красный свидетельствовал о ядовитости растения. Кроме того красный — цвет крови, поэтому тоже с первобытных времен ассоциируется с угрозой.
За распознавание красного цвета в мозгу отвечает определенная зона, тесно связанная с лимбической системой.
Именно последняя формирует эмоции и поведенческие реакции. Панические атаки при виде красного заката или просто дискомфорт, который вызывает картина Мунка — это все ее работа.
Крик
1910, 83.5×60 см
Но если за восприятие искусства отвечает такой древний механизм, то почему люди воспринимают сложное абстрактное искусство, появившееся сравнительно недавно?
Этому есть несколько объяснений. Так, еще в 1950-е годы было доказано, что зрительная кора V1 реагирует повышением электрической активности в тех случаях, когда линия рисунка падает на сетчатку под прямым углом.
То есть сильнее всего зрительная кора мозга реагирует на вертикальные линии.
Именно поэтому многим людям нравится знаменитая Композиция с красным, желтым и синим Мондриана.
То есть сильнее всего зрительная кора мозга реагирует на вертикальные линии.
Именно поэтому многим людям нравится знаменитая Композиция с красным, желтым и синим Мондриана.
Композиция №3 с красным, желтым и синим
1935, 52×56 см
Также исследования показали, что абстрактное искусство стимулирует, пусть и незначительно, все участки мозги, в то время как разные жанры фигуративной живописи — только отдельные.
Вот почему дети в возрасте до года проявляют мало интереса к детализированным реалистичным иллюстрациям — у них еще не созрели те зоны мозга, которые позволят оценить такие изображения.
Вот почему дети в возрасте до года проявляют мало интереса к детализированным реалистичным иллюстрациям — у них еще не созрели те зоны мозга, которые позволят оценить такие изображения.
Изображения мозга в живописи
Долгое время «главным» органом считалось сердце. Но первое изображение человеческого мозга, по некоторым археологическим данным, было создано еще в 1000 г. до н.э., что говорит о том, что устройство мозга уже тогда вызывало интерес.Правда, первое относительно правильное изображение анатомии этого органа появилось только в эпоху Ренессанса, в книге Андреаса Везалия De humani corporis fabrica, изданной в 1543 году.
Страница из книги Андреаса Везалия. Источник фото
В Средние века практически все душевные болезни считались происками дьявола. Лечили их одинаково — путем проведения трепанации черепа. Считалось, что через проделанное отверстие выйдут все демоны. Частично с этой традицией связано очень известное полотно Иеронима Босха «Удаление камня глупости», написанное до 1521 года. Однако в этом случае показана псевдооперация — на полотне отсутствуют необходимые инструменты, а у врача на голове — перевернутая лейка, символ мошенничества, схожий с колпаком шута. Виселица, которую можно разглядеть за спиной у шарлатана, тоже подчеркивает обманный характер операции. Справа изображена монахиня. Она не читает книгу, но почему-то держит ее на голове, а на саму операцию смотрит без особого интереса. Видимо, уже современники Босха рассматривали мозг не так, как в раннем Средневековье, и операцию по удалению камня глупости или изгнанию демона считали весьма сомнительной.
Извлечение камня глупости
1500-е
, 48.5×34.5 см
Уже во второй половине XVI люди пришли к тому же выводу, что и современные ученые — за характер человека отвечает не сердце, а мозг.
К этому времени относится легенда о пекаре из Экло, к которому приходили за тем, чтобы он выпек новую голову — если клиента не устраивали внешность или характер. Этой легенде посвящена картина Яна Ван Вехелена (Jan van Wechelen) «Пекарь из Экло». На ней представлен весь технологический процесс. Голову снимают с плеч, а на ее место ставят капустный кочан — чтобы остановить кровь. Как и в русском языке, кочан — это практически то же самое, что пустая голова. Но на самом деле картина не только показывает процесс, но еще и намекает на то, что лучше сохранять свою голову на плечах — вдруг пекарь плохо пропечет новую? Кстати, картина является самой известной иллюстрацией легенды, а всего существует девять полотен на ту же тематику.
К этому времени относится легенда о пекаре из Экло, к которому приходили за тем, чтобы он выпек новую голову — если клиента не устраивали внешность или характер. Этой легенде посвящена картина Яна Ван Вехелена (Jan van Wechelen) «Пекарь из Экло». На ней представлен весь технологический процесс. Голову снимают с плеч, а на ее место ставят капустный кочан — чтобы остановить кровь. Как и в русском языке, кочан — это практически то же самое, что пустая голова. Но на самом деле картина не только показывает процесс, но еще и намекает на то, что лучше сохранять свою голову на плечах — вдруг пекарь плохо пропечет новую? Кстати, картина является самой известной иллюстрацией легенды, а всего существует девять полотен на ту же тематику.
Одна из версий картины (Cornelis van Dalem (1528 -1573/1576), Jan van Wechelen (1530 -1570), Rijksmuseum)
Разумеется, в книге Дика Свааба можно найти гораздо больше интересных фактов и научных объяснений. В ней целая глава посвящена заболеваниям мозга, от которых страдали известные художники. Есть главы, посвященные другим видам искусства. Книга написана достаточно легким и простым языком и понравится даже тем, кто никогда особо не увлекался биологией. Литература non-fiction сегодня в моде: прочтете — будете в тренде.