Sign up

Восемь знаменитых художников о детстве и детях

I like3 
В этой подборке мы соединили высказывания живописцев о детстве — как своем, так и абстрактном — и некоторые факты из их собственного юного периода.

Пабло Пикассо

Согласно семейному преданию, первое слово, которое произнес Пикассо-младенец, было слово «карандаш». Произнес, естественно, не по-русски. «Рiz», сокращенное от испанского слова «lapiz» — «карандаш».

Первым учителем Пикассо был его отец, дон Хосе Руис Бласко, который был и художником, и преподавателем художественного ремесла. Существует устойчивая легенда, что дон Хосе, впечатленный первыми работами своего талантливого ребенка, передал ему свою палитру, сказав, что впредь отказывается писать сам.

Без ложной скромности Пикассо говорил о себе: «Я никогда не рисовал как ребенок. Когда мне было 12, я рисовал как Рафаэль».
Первая сохранившаяся работа Пабло Пикассо — «Пикадор» — была написана им в восьмилетнем возрасте.
О детстве и живописи великий испанец сказал:
«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Борис Кустодиев

Детство будущего художника омрачилось в первые же годы его жизни. Борису еще не исполнилось двух лет, как умер его отец. Мать старалась, как могла, самостоятельно вести хозяйство и воспитывать сына. Борис Кустодиев пронес любовь и благодарность к ней через всю жизнь.

Детские годы принесли Кустодиеву и отчетливое желание стать художником. В восьмилетнем возрасте он побывал на выставке передвижников, и картины настолько поразили детское воображение, что с будущей профессией маленький Боря определился совершенно четко.

Уже став известным живописцем, Борис Кустодиев с особой любовью писал портреты своих детей — сына Кирилла и дочери Ирины.
О том, каково это — писать портреты детей, художник говорил:
«Первый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
дочери я написал, когда ей было четыре часа от роду. Писать детей — это особенное счастье».

Пауль Клее

Пауль Клее — первый художник, который в своих теоретических работах назвал рисунки детей настоящим творчеством.

Особое отношение было у художника и к детской игрушке. Созданный в творчестве Пауля Клее мир населен марионетками, масками, гротескными причудливыми фигурами, что позволяло художнику объединить детство и взрослые представления о жизни. Ведь дети используют мир марионеток, чтобы почувствовать себя взрослыми, а взрослые — чтобы ощутить себя детьми.

«Женщина с зонтиком». Ее автору, Паулю Клее, было примерно 6 лет.

Пауль Клее о детстве, как пике творчества:
«От трех до десяти лет я создал свои самые значительные работы».

Сальвадор Дали

Эксцентричный живописец таким был с детства. Даже факт его рождения родители преподнесли ему как некую миссию. Дело в том, что у Сальвадора Дали был старший брат, который умер от менингита за несколько лет до рождения будущего художника. Родители сообщили Дали, что тот — реинкарнация старшего брата, которого они так любили, поэтому-то и назвали младшего ребенка Сальвадор (это значит «Спаситель»). Кстати, полное имя Сальвадора Дали — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.

Позже художник признавался, что в детстве был несносным ребенком, изводящим всех капризами и всегда добивающимся своего. Но и на несносного ребенка бывает управа. В случае с Дали это были кузнечики. Да-да, Сальвадор настолько боялся этих насекомых, что однажды они довели его до нервного срыва. Не без человеческой помощи, конечно. Одноклассники узнали о страхах Дали и решили проучить капризного ребенка. «Если б я был на краю пропасти, а кузнечик прыгнул мне в лицо, я предпочел бы броситься в бездну, чем вынести его прикосновение. Этот ужас так и остался загадкой моей жизни», — уверял художник.
Сальвадор Дали о том, к чему может привести детское своенравие:
«Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!».

Мэри Кассат

Американская художница Мэри Стивенсон Кассат прославилась своими картинами, на которых трогательно и правдиво изображается связь матери и ребенка. Хотя своих детей у Мэри не было.

Заниматься живописью она начала вопреки воле отца, успешного биржевого брокера. Тот категорически отказывался оплачивать обучение дочери художественному мастерству.

Кассат очень любила свою семью. Ухаживала за матерью и сестрой, когда те болели. И даже не брала кисть в руки в то время, потому что все душевные силы отдавала родным. А смерть брата настолько подкосила ее, что Мэри оставила живопись на шесть лет.
Мэри Кассат о детях:
«Настоящую непосредственность можно встретить только в детях, чем взрослее человек, тем больше он склонен к позерству».

Марк Шагал

Живописец поэтично описал, как в нем возникло желание стать художником: «В один прекрасный день (а других и не бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате, я подошел, тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал: «Мама… я хочу быть художником».

При этом его обучение мастерству не всегда проходило гладко. О чем он тоже не преминул написать: «Сколько я ни занимался в школе Общества поощрения художеств, все впустую… Услышав в очередной раз: «Что за ягодицу вы нарисовали? А еще стипендиат!» — я ушел из школы навсегда».
Марк Шагал о том, как связано его творчество с детством, говорил:
«Я не делаю ничего иного, как только выражаю свои мысли таким языком, как все те люди, что окружали меня в детстве».

Норман Роквелл

Американский художник в своем самоопределении не оригинален: у него, как и у большинства, страсть к рисованию пробудилась в детстве. Когда мальчику было семь лет, отец каждый вечер читал ему романы Чарльза Диккенса, а Норманн рисовал в своем воображении его мрачных героев.

Роквелл и сам стал потрясающим рассказчиком. Только в отличие от Диккенса рассказывал свои истории в иллюстрациях. Самые знаменитые поклонники творчества Роквелла — Джордж Лукас и Стивен Спилберг.
Норман Роквелл о счастливых детях и картинах:
«Может быть, когда я вырос и обнаружил, что мир не такое уж приятное место, как я думал, я бессознательно решил, что, даже если это не идеальный мир, он должен быть раскрашен мною идеально в моих картинах, в которых не будет пьяных бродяг или злых матерей, наоборот — только добрые родители и счастливые дети».

Дональд Золан

Его работы искушенным знатокам живописи могут показаться излишне слащавыми. Но факт остается фактом. 81-летний Дональд Золан остается одним из самых популярных художников США, разрабатывающих детскую тематику.

Он — художник в пятом поколении, а рисовать начал в возрасте четырех лет. В тринадцатилетнем возрасте уже выиграл престижный Чикагский конкурс, где премией была стипендия одного из художественных вузов города.

Образы счастливого детства Золан называет своим вдохновением и любимой темой.

Дональд Золан. «Девочка и котенок».

Дональд Золан о том, почему именно дети — главные герои его картин:
«Я люблю маленьких детей, то, как с волнением загораются их глаза, как они пробуждаются к окружающему миру. Это чудесное время жизни, которое заполнено удивлением. Время, когда каждое новое открытие является магическим моментом».
Главная иллюстрация: Норман Роквелл. Восторг. 1956
I like3 
 Comments
To post comments log in or sign up.