Блистательный Николай Фешин покинул родину и уехал на Запад, в Америку, а его не менее талантливый друг и коллега Павел Беньков отправился на Восток, в Узбекистан. Имя первого с недавних пор снова на слуху, второй же по-прежнему мало кому известен: революция, война и эмиграция разделили их жизнь на «до» и «после». Что в итоге обрели мастера, что потеряли, как сложились их судьбы, чье решение оказалось верным? Спустя 90 лет двум выдающимся художникам посвятили масштабный проект под символическим названием «Место под солнцем».
Музей русского импрессионизма в 2019 году провел крупный показ работ двух выдающихся художников. Проект проходил при поддержке и участии наследников обоих художников и был приурочен к 140-летию Павла Бенькова. В экспозиции представляли около 50 работ из 5 музеев и более 10 частных собраний. Выставка рассказала о том, как после гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности Павел Беньков и Николай Фешин искали свое место под солнцем, где могли бы свободно творить. Эта история — и в Артхиве.
На террасе
1910, 88×123 см
Свой путь в искусстве Павел Беньков (1879−1949) и Николай Фешин (1881−1955) начали бок о бок. Два талантливых мальчика познакомились в 1895 году, в только что открывшемся в Казани Художественном училище и стали друзьями. Он учились у замечательных преподавателей, выпускников Академии художеств — Григория Медведева, Христофора Скорнякова, Ивана Денисова, Юлиана Тиссена, Николая Бельковича. Друзья были бедны, однако демонстрировали завидное усердие и несомненный талант. Согласно семейным преданиям, они не только учились в одном классе, но в трудные периоды жили вместе. Вместе с группой своих соучеников Фешин и Беньков были рекомендованы для поступления без экзаменов в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. Друзья приняли решение — учиться, и прибыли в столицу в 1901 году.
Портрет Катеньки
1912, 57×53 см
В Академии первое время друзья учились у Гуго Залемана, Григория Мясоедова, Яна Ционглинского. Потом Фешин попал в мастерскую Ильи Репина, а его товарищ Беньков — к ученику Репина, Дмитрию Кардовскому. За повышенное внимание к цвету Беньков получил у студентов прозвище «Тициан», а учебный эскиз Фешина по итогам первого года обучения у Репина — «Выход из катакомб после моления» — был высоко оценен советом Академии. Друзья подрабатывали в журналах, рисовали портреты, афиши и программки. Летние же каникулы проводили каждый по своему усмотрению, отчасти продиктованному состоянием финансовых дел. Фешин уезжал на родину, жил у родственников в Чебоксарах или в деревне у дяди. А вот Беньков, стипендиат Академии, мог позволить себе съездить в Европу, пройтись по музеям, поучиться в парижской Академии Жюлиана.
Бухара. Минарет
1931, 81×70 см
Весной 1909 года на академической выставке работа Фешина «Черемисская свадьба» была удостоена I премии имени Куинджи, картину отправили в Мюнхен на выставку — впрочем, критики приняли ее весьма прохладно. А вот «Дама в лиловом» получила в Мюнхене малую золотую медаль и хорошую прессу. Бенькову же похвастаться было нечем — выпускная весна однокурсников прошла мимо него. Почему? Когда в очередной раз в 1908 году Беньков не вернулся вовремя к началу занятий из поездки по Испании и Италии, его исключили из списка учащихся. Прошение о восстановлении и объяснительная записка не помогли. Но все-таки Совет профессоров позволил Бенькову выставить свою картину на соискание звания художника к 1 ноября 1909 года. К этому времени Фешин уже уехал в Казань и стал преподавателем в родном Казанском художественном училище. Ну, а Беньков все-таки получил звание художника; его выпускная работа имела весьма красноречивое название — «Покорность».
Николай Фешин. Автопортрет
. 1920. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Беньков вернулся в родной город и стал преподавателем в Казанской художественной школе. Появление двух молодых выпускников Академии стало большим событием в жизни этого учебного заведения. Будущая жена Павла Петровича, Ольга Петровна Траубенберг, которая в ту пору была учащейся школы, вспоминала, как первый раз увидела Бенькова. Это было в натурном классе, когда на глазах учеников Беньков за несколько минут совершил маленькое чудо: переставив модель, а также сменив фон и освещение, он из обычного натурщика сделал «юношу неаполитанского типа». Неудивительно, что скоро ученики буквально боготворили своих педагогов и разделились два лагеря: «фешинцев» и «беньковцев».
Девушка-хивинка
1931, 132×127 см
Историк искусств Павел Радимов, коллега художников, вспоминал: «Н.И. Фешин любил серебро, серебристый свет и в передаче его был необычайным мастером, а П.П. Беньков любил солнечный свет». И в жизни Фешин и Беньков составляли довольно контрастную пару; их постоянно сравнивали, при том, что они были принципиально разными. Фешин — благородный, красивый, замкнутый. Беньков — совсем лысый в свои тридцать, веснушчатый, с «неинтересным лицом» и при этом «душа компании». Фешин — виртуоз рисунка, Беньков — цвета. Тем не менее, любые провокации со стороны учеников и преподавателей проявить соперничество неизменно заканчивались ничем: друзья оставались друзьями, вместе проводили время, рисовали одних и тех же людей из ближнего круга — друзей, учениц, членов семей. В 1913 году Фешин, как ранее его друг Беньков, женился на своей ученице — дочери первого директора Художественной школы Александре Николаевне Белькович. Год спустя у них родилась единственная дочь Ия.
Революция 1917 года разделила надвое жизнь многих. Зимой школу перестали отапливать, преподаватели и студенты работали в пальто, варежках и валенках. Случился пожар, в котором чуть было не погибли все работы Фешина. Его жена настояла на покупке дома в деревне, и Фешин регулярно ездил на работу, а жил почти рядом с линией фронта. От тифа умер его отец, потом скончалась мать. В стране царила разруха и голод.
Бенькова гражданская война привела в Иркутск, куда он попал вместе с войском адмирала Колчака. Художник перебивался заработками в местных театрах, а в 1921 году вернулся обратно в Казань, год спустя вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Оба друга вынужденно писали портреты революционных деятелей и всячески пытались «соответствовать» новому политическому строю, не ставя при этом под удар свои творческие и личные убеждения. У обоих были семьи, дети…
Бенькова гражданская война привела в Иркутск, куда он попал вместе с войском адмирала Колчака. Художник перебивался заработками в местных театрах, а в 1921 году вернулся обратно в Казань, год спустя вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Оба друга вынужденно писали портреты революционных деятелей и всячески пытались «соответствовать» новому политическому строю, не ставя при этом под удар свои творческие и личные убеждения. У обоих были семьи, дети…
Павел Беньков. Крытый базар в Бухаре. 1929. ГМВ
Новые веяния затронули и художественную жизнь: Казанскую художественную школу то и дело переименовывали, «спускали» сверху программы обучения из ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Молодые педагоги, среди которых был Павел Мансуров и Константин Чеботарев, составили оппозицию традиционным методам художественного образования, за которые выступали Фешин и Беньков. Постоянные трения с коллегами не приносили радости и попросту мешали работать. Несмотря на то, что в 1920 году Фешин был избран заведующим учебной частью и председателем художественного совета школы, он стал подумывать об отъезде за рубеж. Художник вспоминал: «…Все находились на грани нервного истощения. Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось лишь в целях пропаганды. Все делалось в спешке, и добросовестное выполнение работы становилось невозможным. Все заказы исполнялись такими плохими материалами, что, конечно, живопись быстро портилась. Работа потеряла всякий здравый смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию».
Николай Фешин. Дома в Нью-Йорке. 1924. Частное собрание, Москва
Николай Фешин терпеть не мог переезды, любил родную Казань всем сердцем — потому и не остался в Санкт-Петербурге, а ведь звали… Даже год пенсионерской поездки по Европе дался ему с превеликим трудом, и в этот период он практически не работал. Эмиграция ужасно пугала Фешина, но мысли об устроенной жизни, творческой работе, а также настояния жены сделали свое дело. Накануне отъезда Фешина в США Беньков, зная нелюбовь друга к перемене мест, крепко с ним поспорил. «Ты пропадешь там!» — говорил он Фешину, друг отвечал: «А ты пропадешь здесь». Перед расставанием друзья написали портреты друг друга. Портрет
Фешина кисти Бенькова попал в США, и сегодня место его нахождения неизвестно. Зато остался портрет Бенькова работы Фешина, который хранится в Третьяковке.
Николай Фешин. Портрет
миссис Фешиной с дочерью. 1925. Частное собрание, Москва
В 1923 году семья Фешина прибывает в Штаты. Здесь его ждут. Одна за другой в Чикаго и Нью-Йорке открываются персональные выставки. Покровители-коллекционеры покупают картины прямо с мольберта, делают заказы, представляют Фешина известным арт-дилерам и директорам музеев. Он попадает в эпицентр эмигрантской артистической жизни Нью-Йорка.
Портрет гравера У. Д. Уотта
1924, 127×102 см
Казалось бы, после лишений войны наступает долгожданная благополучная жизнь. Но диагностированный туберкулез вынудил художника искать место с более подходящим климатом, и Фешины находят Таос — затерянный в горах Нью-Мексико городишко. Именно там Фешин обрел свой настоящий дом в США. Артистическая среда цветущей международной художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке, дала возможность Фешину раскрыть свою творческую индивидуальность — в живописи, рисунке, скульптуре, резьбе по дереву. Здесь он спроектировал и построил дом — еще одно свое произведение искусства.
Портрет девочки из племени Таос
1930, 86×64 см
Павла Бенькова на родине преследовали неприятности — репрессии родственников жены, смерть сына от первого брака, неудовлетворенность творчеством, финансовые трудности… Все это привело Павла Петровича к мысли об отъезде из Казани. Летом 1928-го он отправился в Бухару — и этот город, застывший во времени, произвел на художника неизгладимое впечатление.
Виноградный базар
1929, 106×155 см
Черты средневековья пронизывали каждую улочку — от типажей на улицах до уклада жизни и деталей быта, лишь красные флаги напоминали о том, что здесь воцарился социализм. Мастер пленэра оказался в среде, где каждая улица или квартал становились натурой, а каждый человек — потенциальной моделью. В 1930 году в Самарканде открыли художественный техникум, где Павел Петрович стал преподавателем живописи. Он купил небольшой дом на окраине, куда в 1930 году переехала из Казани его жена. Заказов было много: портреты руководителей Узбекистана, сюжетные полотна на темы социалистических строек. Карьера шла в гору, Беньков много выставлялся.
Старьевщик
1920-е
, 145×107 см
При этом трудно сказать, как Беньков уговаривал позировать немолодых мужчин, которые чтили мусульманские традиции и отрицательно относились к изображению живых существ. Мастера действительно уважали.
Снова пересекаем океан, прослеживая судьбы друзей: необычайно плодотворный период в жизни Фешина снова оборачивается трагедией. Любимая жена подает на развод. Художник снова меняет привычный уклад и с дочерью перебирается в Калифорнию, в Лос-Анджелес. Начинается сотрудничество с галереей Стендаля, мастер отправляется в путешествие по Мексике, Японии, возвращается к работе с учениками в собственной студии в Санта-Монике.
Примерно в то же время его друг Беньков проживает все ужасы Второй мировой. Батальные полотна не для него: он борется с врагом, создавая агитационные плакаты.
Примерно в то же время его друг Беньков проживает все ужасы Второй мировой. Батальные полотна не для него: он борется с врагом, создавая агитационные плакаты.
Павел Беньков. «Дворик. Возвращение с базара». 1947. ГМВ
За 20 лет жизни в Самарканде Павел Беньков превратился в местную легенду: грузный, с тросточкой, он перемещался по городу в тарантасе, покупал студентам холсты на свои деньги, а на работе всячески отстаивал принципы реалистического искусства. Больное сердце все сильнее давало о себе знать, и в 1949 году Павел Петрович Беньков скончался. Его имя долгое время носило Самаркандское художественное училище и улица, на которой жил мастер. Его друг, Николай Фешин ушел из жизни во сне, 5 октября 1955 года, в Санта-Монике.
Николай Фешин. «Калифорния». 1925. Собрание Александра Дадиани, Москва
Что ж, судьбы Павла Бенькова и Николая Фешина не скупились на крутые повороты. Поиски места под солнцем, которые закончились для Фешина эмиграцией, а для Бенькова — переездом, подарили художникам новые темы и новый живописный колорит. Но эти поиски стали причиной долгого и длинного пути художников к зрителю на своей, как принято говорить, исторической родине. И если возвращение Фешина началось еще в 70-е годы, то к творчеству Бенькова вновь обратились только в наши дни. А нынешняя экспозиция соединила творчество двух друзей в общем пространстве.
Выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин» в Музее русского импрессионизма работала с 5 июня по 24 сентября 2019 года.
Выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин» в Музее русского импрессионизма работала с 5 июня по 24 сентября 2019 года.
Подготовлено по материалам, предоставленным Музеем русского импрессионизма: Тигран Мкртычев, «Павел Беньков»; Юлия Аншакова, «Николай Фешин и Американская Администрация помощи. Материалы к биографии художника»; Галина Тулузакова, «Николай Фешин, американский художник русского происхождения»; пресс-релизы Музея русского импрессионизма.