Описание картины «Дама в лиловом»
Имя ее неизвестно, эту натурщицу привел в мастерскую соученик Фешина Петр Бучкин. И, как планировал, сделал с нее этюд. Смущенно присоединившийся к нему за своим мольбертом Николай Фешин даже не предполагал, что именно эта работа станет его программной, манифестом его подхода к портрету.
Живопись Фешина находится на стыке различных течений. Иногда ее для простоты причисляют к модерну, хотя это упрощение. Для Фешина-портретиста чрезвычайно важна индивидуальность портретируемой личности, и в этом его отличие от импрессионистов, все-таки учеба у Репина не прошла даром. Но никакой литературности мы у Фешина не найдем, это не жизнеописание, это – схваченное мгновение (импрессионизм обойти тоже не удастся). Перед нами волнующая игра лиловых оттенков, и в то же время перед нами – именно эта конкретная женщина. Она полна достоинства, умна и элегантна, властно притягивают взгляд горделивая осанка, тонкий профиль, слегка небрежная прическа, изящный изгиб руки, опирающейся о спинку стула, тонкие пальцы. Личность воспринимается как знак эпохи, ее образ, но при этом ни в коем случае не как определенный «народный тип», в чем силен был Репин. У Фешина же типическое сменяется типологическим, а вместо биографии персонажа перед нами его характеристика.
У Фешина равновелики рисунок и цвет, более того, умение рисовать цветом – его особенность. Профиль девушки гибко очерчен, изгиб руки написан широкой кистью, что создает ощущение движения, живости. Всей фигуре присуща особенная грация. Контраст гладкого лица и буйства разнонаправленных мазков платья и фона придают образу пленительность, девушка словно высечена в цвете, безмятежная, замершая в колыхающемся, движущемся пространстве. Впечатление, создаваемое несколько хаотичными, взволнованными мазками и экспрессия техники наложения цвета создают тончайшее противопоставление-сопоставление со сдержанностью цветов, матовостью красок. Действительно, цветовая гамма весьма скромна: платье светло-лиловое, фон серебристый, белый шарф и прохладная свежесть чуть смуглого лица и мягких каштановых волос.
На Международной выставке в Мюнхене картина получила Золотую медаль. С нее и начался выход Фешина за границу, собственно. После «Дамы в лиловом» его работы стали постоянными экспонатами зарубежных выставок.
Автор: Алена Эсаулова