Для жителей восточной Европы он — знакомый незнакомец. Да и для родных просторов — тоже: статьи о художнике-эмигранте в нашей прессе впервые начали появляться в 60-х, и лишь недавно благодаря ретроспективе в Третьяковке публика по-настоящему «открыла» Фешина. Зато в США, где он прожил 32 года, его считают «своим»: 2000 картин хранятся в 30 американских музеях и частных коллекциях. Живопись, графика
, резьба по дереву… Он одинаково хорошо писал крестьян и интеллигентов, пейзажи и натюрморты. А этим летом в его доме-музее Таос (США) проводится выставка работ, собранных наконец «в родных стенах». Познакомимся поближе?
Ученик Репина
Николай Фешин (1881 — 1955) рос в Казани, в семье владельца иконостасной мастерской. Когда мальчику было 4 года, его подкосил менингит: две недели ребенок находился в коме. После выздоровления мальчик замкнулся в себе и начал рисовать — все, что видел во время прогулок: пейзажи и лошадей мог писать до утра! А с 9 лет стал помогать отцу, работая в мастерской. Когда семья оказалась в нужде (мать покинула их вдвоем с разорившимся отцом), жил впроголодь, рисовал чертежи иконостасов, зарабатывая на хлеб и на школьную форму. После окончания публичной и художественной школ 19-летний провинциал отправился штурмовать Санкт-Петербург. Он успешно поступил в училище при Академии художеств, где сбылась его мечта — Фешину посчастливилось попасть в крайне популярную среди начинающих художников мастерскую Ильи Репина. Учитель со временем назвал его «наиболее талантливым в числе современных живописцев».
Женский портрет
1900-е
, 77×57 см
Уже тогда зарождается фирменный почерк художника — стиль «non-finita» свободный широкий мазок, достигаемый, в частности, благодаря использованию мастихина. В качестве заработка Николай Фешин выполнял на заказ плакаты и афиши, иллюстрации для журналов в стиле модерн
. Позже обратился к портретам.
Революционные события 1905−1907 г. заставили взяться за написание актуальных картин, некоторые из которых устроители выставок считали небезопасными и даже отказывались выставлять.
В 1910 г. он впервые побывал за границей — посетил Германию, Италию и Францию. Жениться ему довелось на своей ученице Александре Белькович, помогавшей вести переписку с зарубежными коллегами. В 1914 г. у них родилась дочь Ия. Семейный быт давался привыкшему всецело посвящать себя живописи художнику нелегко. Однако кисти не бросил: в 1916 году ему дали звание Академика живописи.
А вот Первая мировая война и революция создали множество помех для самозабвенной работы. С 1918 г. Фешину заказывают портреты политических вождей, которые, впрочем, ему не очень удаются. Автор испытывает душевный и творческий кризис и задумывается об эмиграции.
Портрет молодой женщины (Натальи Подбельской)
1916, 52×48 см
«Американ бой»
В 1932 году, используя связи, вместе с семьей Фешин уезжает в США. В Нью-Йорке немедленно приступает к работе. Несмотря на слабенький английский, начал преподавать. Его первым портретом на новом материке стало изображение чернокожей женщины — афроамериканцы, коих художник никогда раньше не видел, необычайно вдохновляют его. Помимо этого писал жену и дочь, а также известных эмигрантов.
7 лет в Таосе или дом, который построил Фешин
Тяжелый недуг (Николай Фешин страдал от туберкулеза) заставляет художника искать новое место для обитания с более подходящим климатом. Так он обосновался в Таосе, уже полюбившемся целой колонии американских художников. Здесь он построил дом, в котором соединил мексиканскую и русскую традиции. Внутреннюю отделку и все деревянные элементы (более 50 резных дверей и каждая — эксклюзивная!) он взял на себя.
В Таосе Николая Фешина поразительно раскрылся как скульптор: портреты-изваяния отца, супруги и дочери, попытки заключить в пластику живописные элементы — восхищают! Кстати, появление электроэнергии в Таосе в 1928 г. позволило Фешину вырезать из дерева и достраивать дом по ночам, после напряженных занятий живописи днем. Дом можно смело назвать шедевром южно-западной архитектуры, симбиозом живописи, графики и металлоконструкций. Вот так дом: современный снаружи и удивительный внутри!
Помимо этого, Фешин обучался керамике у местной индианки. Кстати, индейцы и цветовая гамма, характерная для Южной Америки, стали ключевыми моментами таосского экспрессионистского периода. Те, кто видел эти полотна, искренне полагали, что пишет их автор легко и непринужденно. Он же отмечал: «Я рад, что мои картины не пахнут потом, которым я окропил каждую работу».
А теперь – музей! И выставка.
В 1979 г. жилище художника в Таосе включили в перечень национальных исторических памятников США. Музей в бывшем доме художника открыли в начале 2000-х. Помимо картин Николая Фешина здесь представлены полотна других мастеров, которые в свое время обосновались в этом месте большой творческой коммуной.
Инициаторы появления музея работают над расширением выставочной площадки. А пока приводим две работы с выставки 2014 года, название которой дословно переводится как «Интимный и Международный: Искусство Николая Фешина» (Intimate and International: The Art of Nicolai Fechin). Задумчивый светлый силуэт на темном фоне — портрет
Александры Белькович «Коралловые бусы» (1910) контрастирует с яркой «Александрой на Волге» (1912). Экспозиция обыгрывала контраст между интернациональностью творчества художника и личным характером его искусства, будь то натурный портрет
, пейзаж
или дом, возведенный для семьи в Нью-Мехико.
Фешин в фактах
— В 1934 г. после 20 лет брака от художника уходит жена, решившая выйти из тени славы мужа и взяться за роман. Средств к существованию у Александры Фешиной не осталось, она обедала в долг, расплачивалась за жилье картинами талантливого супруга, написала всего два рассказа и умерла в таосском доме, в то время, как Николай Фешин с дочерью вернулись в Нью-Йорк.— В одной из поездок в Мехико художник познакомился с Диего Риверой (знаменитый художник, супруг Фриды Кало), правда, плохой английский с трудом позволил им понять друг друга.
— В 30-е годы Фешин отправился в художественную экспедицию на Дальний Восток — Бали, Индонезия, Япония…
— Однажды художник захотел написать портрет слепого индейца-знахаря. Сначала тот наотрез отказался, но узнав о том, что Фешин — выходец из России, изменил решение.
— Последние годы жизни русско-американский творец провел в одиночестве и нищете, зарабатывая частными уроками. Скончался во сне. Согласно завещанию, был перезахоронен в одной могиле с отцом в Казани
«Портрет Вари Адорацкой» (1914) сравнивают со знаменитой картиной Серова «Девочка с персиками». Автор как будто «вписал» юную героиню в свой натюрморт.