Реформа классического мышления: сюжета не существует
Дмитрий Горбачев, профессор, искусствовед, исследователь авангарда, консультант аукционных домов «Сотбис» и «Кристис»:
Произведение искусства всегда нужно воспринимать вживую
Кристина Лоддер, профессор истории искусств Университета в Кенте, специалист по конструктивизму, президент Общества Малевича (Лондон, Великобритания):
Помню, как однажды внимательно рассматривала работу Малевича и даже увидела отпечаток пальца художника. В такие моменты словно устанавливается личная связь с мастером. Кроме того, если долго занимаешься изучением творчества художника, то действительно начинаешь воспринимать его как члена своей семьи. Малевич для меня один из лучших художников в мире.
Новые возможности и желание творить
Татьяна Филевская, сооснователь и руководитель Института Малевича, куратор Форума, арт-менеджер (Киев, Украина):
Вечная загадка и вечная провокация
Вита Сусак, кандидат искусствоведения, независимый исследователь, член Швейцарского академического товарищества по изучению Восточной Европы — SAGO (Цюрих, Швейцария):
Естественная ясность и гармония
Шенг Шейен, специалист по авангарду, член Совета Фонда Харджиева (Амстердам, Нидерланды):
И вот в моем родном городке Маастрихте (это на юге Голландии) в магазине постеров я купил плакат с той самой выставки. Там была изображена работа Малевича 1915 года — красные прямоугольники. Когда я это увидел, то понял, что это вовсе не провокация, которую я ожидал, и вовсе не ерунда. Это естественная ясность. И этот плакат висел в моей комнате, я очень любил на него смотреть, потому что ощущал покой и гармонию. Малевич надеялся, что с помощью его картин люди откроют себя как часть Космоса. И это так и есть. Глядя на его работы действительно преодолеваешь все материальное. Это что-то фантастическое! Это… Как дерево. Как гора. Никому ведь не надо объяснять, почему они прекрасны.
Новые принципы и уникальный понятный язык
Елена Боримская, автор курса лекций об авангарде, куратор выставки «Авангард: в поисках четвертого измерения», Национальный Музей «Киевская Картинная Галерея» (Украина):
Вместо послесловия. Детское искусствоведение
Нам интересно не только мнение взрослых профессионалов. В рамках проекта Артхива «Искусство детям» мы поинтересовались, что думают юные зрители о произведении Казимира Севериновича «Супрематизм: Автопортрет в двух измерениях».— Если это портрет человека, то нарисован злой человек. Тут много черного и много углов, — заявила Саша. — А цвет хорошего человека, он — розовый. Или зелененький такой.
— Почему сразу злой человек? — не согласилась с сестрой Даша. — Острых углов-то нет. Если рисовать злого человека фигурами, то надо треугольниками. Чтобы было видно, что человек колючий. А тут нет треугольников. А черный цвет… Может, человеку просто грустно!
— Острые углы — это уже вообще! — не сдалась Саша.
— Смотри, здесь и кружочек есть. Кружочек — это точно доброта, — отстаивала свою точку зрения Даша. — И тут еще есть желтенький и голубой.
— Вот этот кружок — это его глаз. Глаз злого человека, — упорствовала Саша. — Черного тут все равно больше.
— А если прищуриться, то можно увидеть клоуна, — Даша даже растянула кончики глаз руками. — Есть такие картинки, на которые нужно так, особенно, смотреть. И нет тут ничего злого вообще.
— Ты просто всегда говоришь, лишь бы не как я, — надулась Сашенька.
— Не говорю я ничего так. Это ты просто всегда говоришь первой, а меня не слушаешь, — Дашенька отвернулась.
…Да, это наша вина, что девочки пошли от супрематизма в противоположную сторону и стали искать в работе смыслы. Поэтому в общении с шестилетним сыном автор Артхива поступила иначе. Просто показала картину Малевича и спросила: «Что ты видишь?». Ребенок ответил: «Два квадрата: черный и коричневый; два прямоугольника: желтый и черный; синюю трапецию и коричневый кружок. То есть два кружка: коричневый и белый на нем сверху».