Перед грозой
Когда Оскар Кокошка впервые увидел Альму Малер в доме ее отчима, женщина еще носила траурную вуаль. Не прошло и года после смерти ее первого мужа, знаменитого композитора и дирижера Густава Малера.Она прожила с Малером 10 лет, родила двух дочерей и одну из них похоронила. Отказалась от собственной карьеры композитора, заскучала и затосковала в браке, подчиненная строгому распорядку жизни мужа, завела несколько романов на стороне, побывала с Малером в Америке, от скуки объездила все лучшие санатории, познакомилась с венскими знаменитостями. Ей было 33. После смерти мужа Альма получала немаленькую пенсию, имела репутацию самой красивой женщины Вены, захлопнула двери перед несколькими женихами из окружения мужа, продолжала наслаждаться свободой, ассистировала биологу Паулю Каммереру в экспериментах с богомолами, но когда тот пригрозил покончить с собой от ее безразличия, решила поскорее закончить с карьерой биолога. Каммерер, кстати, 15 лет спустя все-таки покончил с собой, но не от несчастной любви, а от того, что его исследования и эксперименты были признаны сфальсифицированными.
Альма всегда точно угадывала, достаточно ли гениален мужчина, который добивается близости с ней, чтобы терпеть его безумные выходки, непривлекательность, еврейские корни, разницу в возрасте и прочие, на ее взгляд, недостатки. И когда степень гениальности оказывалась достаточной, готова была терпеть.
К моменту знакомства с Альмой Малер Оскару 26 лет — и он уже участвовал в выставке авангардных художников Климта, написал и поставил в театре возмутительную пьесу «Убийца, надежда женщин», которая вызвала грандиозный скандал. Он сотрудничал с самым продвинутым авангардным журналом Der Sturm, он заручился мощной поддержкой модного архитектора Адольфа Лооса, который не только рекомендовал Кокошку своим богатым заказчикам, но и оплачивал его путешествия. За вызывающие эротические изображения его уволили сначала с должности преподавателя, а потом — из Художественных мастерских, где Кокошка рисовал эскизы к открыткам и иллюстрации к детским книгам. О нем говорили все: журналисты, богемная публика в кабаках и кабаре, состоятельные буржуа на светских приемах. На одном из таких мероприятий Карл Молль, отчим Альмы, вероятно, и услышал о Кокошке. Вскоре художника пригласили писать портрет вдовы композитора Малера.
Посреди бури
«Как прекрасна она была, как соблазнительна за своей траурной вуалью! Я был околдован ею!» — вспоминал Кокошка. Он решил писать Альму в образе Моны Лизы — это как раз годы сенсационной всемирной славы картины Леонардо: в 1911 ее украли из Лувра, репродукция постоянно появлялась на первых полосах газет, журналисты строили догадки и теории. В течение нескольких лет поисков она стала самой тиражируемой и самой узнаваемой картиной, самой оплакиваемой музейной потерей и объектом самой интригующей криминальной истории. Стало быть, Альма будет новой Моной Лизой.Кокошка влюбился при первой же встрече — и по возвращении домой написал длинное письмо с признанием. Он был страстным, напористым, безрассудным, и, что немаловажно для Альмы, похоже, действительно гениальным юношей. На всякий случай она не прекращает переписку с одним из своих прежних любовников, архитектором Вальтером Гроппиусом. И на всякий случай не спешит сообщать ему о своей связи с Кокошкой. Но слухи о таких головокружительных романах разносятся мгновенно. Гроппиус на выставке Берлинского сецессиона увидел парный портрет Альмы и Оскара, под которым значилось название — «Помолвка». На картине их тела сплетены, практически срощены, как у сиамских близнецов, его большая рука бережно защищает ее руку, они в постели, они в халатах. Все было слишком очевидно. И тогда Гроппиус сам прекратил переписку.
Солдат, профессор, фетишист
Когда началась Первая мировая война, Альме достаточно было несколько раз назвать Кокошку трусом, чтобы тот записался в самый блестящий 15-й имперский драгунский полк и даже решил, что сделал это добровольно. Он продал «Невесту ветра» — и на эти деньги купил лучшего коня. Он сходил в фотосалон и сделал несколько снимков в своей новой блестящей форме. И романтическая часть его военной карьеры на этом закончилась.
Еще несколько лет Оскара будут мучить галлюцинации и страшные воспоминания, но еще большие страдания он испытывает от разрыва с Альмой Малер. Он продолжает ее писать — и когда образ ускользает из памяти, заказывает куклу, которая должна как можно точнее походить на его возлюбленную. По вечерам он наряжает тряпичную Альму в шелк и кружева, берет с собой в оперу и на дружеские вечеринки. А днем преподает в Дрезденской художественной академии. Много путешествует, много пишет — и боль понемногу проходит.
Но она не выдержала — и вышла замуж в третий раз. За писателя Франца Верфеля. Во время правления национал-социалистов бежала с мужем в Америку — и в конце концов оказалась совершенно несчастной и в этом браке. Муж-еврей, пусть и талантливый, и прославившийся, выводил из себя Альму, все чаще позволявшую себе антисемитские тирады за дружескими обедами, одним своим существованием. Остаток жизни она проведет, зарабатывая на авторских правах на музыку Малера и романы Верфеля.
После разрыва с Альмой Оскар Кокошка 20 лет был один — и встретил будущую и единственную жену, когда ему уже исполнилось 50.
Рецепт венского пирога
В 1920-е годы Кокошка объездил Европу, Азию и Северную Африку. Уволился с поста преподавателя Дрезденской академии, побывал в Париже и, наконец, добрался до Праги в 1934 году. Отец Кокошки был чехом, его сестра жила в Праге с 1919 года. Наконец, за год до этого путешествия чешский галерист Хуго Фейгль проводил персональную выставку художника — и она пользовалась большим успехом. Кокошка ехал в город, в котором легко смог бы найти знакомых и единомышленников, но не собирался здесь задерживаться. Он хотел уехать как можно дальше, хорошо бы на Дальний Восток, от новой немецкой власти, от предчувствия неотвратимой катастрофы.В Праге Кокошка останется на 4 года, напишет десятки удивительных видов города со своей любимой точки зрения — глазами парящей над городом птицы. Он создаст объединение творческих людей в этом городе, узнает, что его картины конфискованы из музеев Германии и участвуют в выставке «Дегенеративное искусство», услышит, как немецкие власти в одной из радио-программ пообещают повесить его на первом фонарном столбе, как только доберутся до Праги. Здесь, наконец, он встретит юную Олдриску-Алоизию (Олду) Палковску на ужине в доме ее отца, юриста и большого ценителя искусства.
Когда согласно Мюнхенскому соглашению часть Чехословакии в 1938 году передается Германии, Олда и Оскар решают уезжать из Праги. «Дегенеративному» художнику в этом городе теперь тоже небезопасно. Вместе они переезжают в Лондон — и несмотря на сложности, нависшую над всей Европой угрозу, в это время впервые за долгие годы личные записи Оскара Кокошки становятся тихими и спокойными. Он впервые перестает думать о смерти и бояться — он пишет, как прекрасно его новая спутница готовит рисовый пудинг и шоколадный венский пирог. Каждый вечер они выходят из дома и идут смотреть фильм в кинотеатре по соседству, обсуждают любимых режиссеров и гуляют.
Всю войну они проведут в Лондоне, получат гражданство — и поженятся в бомбоубежище в Хампстеде в 1941 году. Плакат «Христос помогает голодным детям» Оскара Кокошки расклеят в лондонском метро — в память о детях, погибших от холода и голода за время войны и как призыв жертвовать на благотворительность, чтобы не дать умереть оставшимся.
Олда Палковска после смерти мужа собрала все его дневники и письма — и передала в Центральную библиотеку Цюриха. Все оставшиеся годы она посвятила поиску, выкупу и сбору рукописей, эскизов и фотографий мужа. Безвозмездно передавала каждую новую находку в архив библиотеки, а позже в «Фонд памяти Оскара Кокошки», который сама же и основала.
Альма Малер в автобиографии, вспоминая Кокошку, сказала, что ничего стоящего он после разрыва с ней не написал.