Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Эдвард Коли Бёрн-Джонс, которого называют«последним прерафаэлитом», возможно,один из самых непостижимых художников Британии. Его работы полны эфемерных образов,того,что могло бы быть,но никогда не было. И вместе с тем он — дитя Промышленной революции,твёрдо усвоивший викторианские установки на тяжёлый труд и нравственные цели. Даже его характер был изменчив: с одной стороны его знали как романтика,витающего в облаках и склонного к депрессии,с другой — как практичного человека со своеобразным чувством юмора и гиперчувствительностью. Вот девять фактов,которые помогут понять этого неординарного мастера.
1. Эдвард Бёрн-Джонс собирался стать не художником,а священником. Он начал жизнь в скромной семье в Бирмингеме. Мать умерла после родов,и мальчика воспитывал отец,который держал багетную мастерскую. Несмотря на сложные финансовые обстоятельства,он всё же нашёл возможность отправить сына изучать теологию в Оксфорде. Там 20-летний Эдвард познакомился с Уильямом Моррисом, который стал его другом на всю жизнь,а позже — с художником Данте Габриэлем Россетти, основателем Братства прерафаэлитов.
25-летний Россетти убедил младшего товарища оставить учёбу ради карьеры в искусстве и стал его первым наставником. Однако более значительное влияние на Бёрн-Джонса оказали меланхоличные,утончённые образы итальянских живописцев XV века Филиппино Липпи и Сандро Боттичелли. В своих ранних работах Бёрн-Джонс заимствовал значительную часть тем у Россетти,но в зрелом возрасте развил собственный стиль. Его картины,наполненные романтически-мистическими образами,ознаменовали закат движения прерафаэлитов.
Слева: Эдвард Коли Бёрн-Джонс,«Мерлин и Нимуэ»(1861). Музей Виктории и Альберта,Лондон
2. Эдвард Бёрн-Джонс приходился дядей Редьярду Киплингу. Точнее,писатель был племянником жены художника,Джорджианы Макдональд. Она была второй из знаменитых сестёр Макдональд — дочерей методистского священника,которые вышли замуж за известных людей. Первая,Алиса,стала женой искусствоведа и иллюстратора Джона Локвуда Киплинга — и матерью Редьярда Киплинга. Третья,Агнес,выбрала супругом Эдварда Пойнтера, будущего президента Королевской академии живописи. Четвёртая,Луиза,связала судьбу с промышленником Альфредом Болдуином,от которого родила будущего премьер-министра Британии Стэнли Болдуина.
Джорджиана стала первым биографом Эдварда Бёрн-Джонса,опубликовав свои воспоминания в 1904 году. Все существующие ныне монографии базируются на её работе. Впрочем,свежих жизнеописаний художника крайне мало. Последняя книга о нём вышла в 2011 году,её автор — британский биограф и историк Фиона Маккарти.
3. Сын Эдварда и Джорджианы — Филипп Бёрн-Джонс — пошёл по стопам родителя. Он стал успешным художником,автором свыше шестидесяти картин,в том числе портретов,пейзажей и поэтических фантазий. Две его работы — с изображением отца и двоюродного брата Редьярда Киплинга — сейчас входят в коллекцию Национальной портретной галереи в Лондоне.
Филипп Бёрн-Джонс, «Сэр Эдвард Бёрн-Джонс» (1898). Национальная портретная галерея, Лондон
Филипп Бёрн-Джонс, «Редьярд Киплинг» (1899). Национальная портретная галерея, Лондон
4. Эдвард Бёрн-Джонс стал одним из основателей«эстетического движения» в живописи, как Оскар Уайльд — в литературе. Эстетизм
Так называемое "эстетическое" движение возникло в Великобритании в середине XIX века и затронуло не только живопись но и литературу, моду, архитектуру и декоративное искусство. Противопоставляя стремление к красоте и самовыражению напыщенному викторианскому консерватизму, эстетизм отвергал социальные и морализаторские тенденции и провозглашал идею создания "искусства ради искусства". Сторонники движения опирались на произведения прерафаэлитов, средневековую геометрию узоров, а также на живописные традиции японских мастеров. Желая сделать искусство частью повседневности, мастера привнесли новые подходы в изготовление предметов обихода, таких как посуда, мебель, керамика, обои, ковры. Читать дальше
или«искусство ради искусства» ставил стиль и природную красоту выше этических и социальных проблем.
Бёрн-Джонс и Уайльд,судя по всему,познакомились в 1881 году. Писатель восхищался работами живописца: «Мне кажется,они полны бесконечного пафоса и любви… Во многих картинах Бёрн-Джонса есть просто языческое поклонение красоте,но у него я вижу больше человечности и сострадания,чем у других».
Когда Уайльда арестовали и судили по обвинению в гомосексуализме,Бёрн-Джонс,как пишет его биограф Пенелопа Фицджеральд,поначалу«отреагировал с крайним отвращением,но не из-за грехов плоти Уайльда,а потому,что он тратил по 50 фунтов в день на мальчиков в Савойе,пока его жена испытывала трудности».
Художник оплатил расходы Констанс Уайльд,одолжив ей 150 фунтов стерлингов. И обещал«высказываться за [её мужа] всякий раз,когда услышит оскорбление в его адрес».
Слева: Эдвард Коли Бёрн-Джонс,«Иллюстрация для „Рассказа настоятельницы“ из „Кентерберийских рассказов“ Джеффри Чосера»(1869). Делавэрский художественный музей,Уилмингтон
5. Личная жизнь самого Бёрн-Джонса напоминала американские горки. В 1866 году он познакомился с Марией Замбако — художницей и скульптором греческого происхождения. Она стала позировать живописцу,и тёмный,сильный характер этой женщины проявляется на многих его работах. Роман между ними длился много лет. В 1871 году Мария уговорила Бёрн-Джонса совершить совместное самоубийство в Венеции,но им помешала полиция.
Эдвард Коли Бёрн-Джонс, «Портрет Марии Замбако» (1870). Частная коллекция
Данте Габриэль Россетти, «Портрет Марии Замбако» (1870). Частная коллекция
После расставания с любовницей Бёрн-Джон вернулся к жене,но ему пришлось ощутить«тяжёлый и беспощадный кулак лондонского социума». Художника вынудили выйти из Общества акварелистов,членом которого он был с 1864 года,а отношения с лучшим другом Уильямом Моррисом,принявшего сторону Джорджианы,дали трещину.
6. Уильям Моррис был не только другом,но также деловым и творческим партнёром Бёрн-Джонса. Их первым совместным проектом стала роспись стен дискуссионного клуба«Оксфордский союз» в 1857 году. Но поскольку друзья на тот момент не владели техникой создания фресок,их работу соскоблили,а закончили её другие художники.
Тем не менее,это сотрудничество стало предвестником их общего предприятия Morris & Co. — компании по производству декора,в том числе резных орнаментов,витражей,кованых изделий,бумажных украшений,текстиля,гобеленов и ковров. Эта мануфактура просуществовала до 1940 года,сохраняя ведущие позиции в Европе в области декоративно-прикладного искусства. Все предметы в мастерских производились вручную,поскольку«отцы-основатели» отвергали машинное производство,считая,что ремесленник — как в Средние века — поднимается до уровня творца,лишь совмещая функции художника,конструктора и технолога.
7. Эдвард Бёрн-Джонс стал членом Королевской академии живописи в возрасте 52-х лет,в 1885 году. Девять лет спустя художник был посвящён в рыцари и ему был пожалован специально созданный титул баронета из Роттингдена в графстве Сассекс. Вторым баронетом стал его сын Филипп,после смерти которого в 1926 году титул был упразднён.
8. Эдвард Бёрн-Джонс постоянно находился под гнётом собственных идей. Его внимание к деталям было едва ли не маниакальным,кроме того,он был перфекционистом. Перед тем,как приступить к картине,художник делал большое количество подготовительных рисунков. А поскольку отождествлял себя со своим творчеством,часто испытывал нервный срыв после завершения крупной работы. К концу жизни он страдал от тахикардии и потери зрения.
9. Одно из самых масштабных полотен Эдварда Бёрн-Джонса,которое он писал 17 лет,так и не завершено. Речь идее о сцене«Последний сон короля Артура в Авалоне», которая начиналась как небольшой заказ и разрослась до почти трёх метров в высоту и чуть менее семи метров в длину.
На картине изображён смертельно раненый Артур,лежащий на скамье в окружении трёх королев и многочисленных спутников. Все замерли в ожидании знака свыше — призыва,который побудит легендарного правителя совершить больше подвигов во имя веры. Критики предполагают,что Бёрн-Джонс ассоциировал себя с королём и этим шедевром сделал биографическое заявление: ему нравилось находиться в окружении женщин,а в 1880-х он чувствовал себя на пороге смерти. Художник скоропостижно скончался в 1896 году в возрасте 62-х лет.