войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Жены художников, чьи имена связывают с Булгаковым, Эйнштейном, Стравинским

Удивительные личности, невероятные судьбы Веры Судейкиной с ее знаменитыми «правилами жены художника», Натальи Якуловой, с которой Булгаков «списал» Геллу в «Мастере и Маргарите», и Маргариты Коненковой, агента под оперативным псевдонимом «Лукас».
Жены художников, чьи имена связывают с Булгаковым, Эйнштейном, Стравинским
Пожалуй, ни один художник не обходился без Музы, которая умела вдохновить, окрылить — или приземлить. Некоторые из них были способны разжечь талант и сеять новые идеи буквально повсюду, очаровывая и покоряя, жонглируя при этом искрометными мыслями. И такую Музу — красивую, умную, самостоятельную личность — был способен удержать подле себя далеко не всякий художник.

Вера Судейкина-Стравинская

Дочь француза и шведки, Вера де Боссе (1888−1982) получила прекрасное образование. Она окончила гимназию с золотой медалью, училась музыке, поступила в Берлинский университет, где изучала естественные науки, а чуть позже — историю искусства и архитектуру. Невероятно привлекательная, Вера всегда имела множество поклонников. Ее первый брак с неким Люри распался после ужасного скандала с родителями. Второй раз Вера сменила свою фамилию на Шиллинг и стала женой актера Московского художественного театра. Особой славы Роберт Шиллинг не стяжал, играя роли второго плана. Зато Вера окончательно увлеклась артистическим искусством — у нее была и внешность, и талант. Она поступила в балетную школу Нелидовой, стала сниматься в кино, апозже поступила в Камерный театр к Таирову.
Именно в театре Вера познакомилась с будущим мужем, художником Сергеем Судейкиным. Снова буря чувств, снова смена приоритетов: Вера будто «примеряла» мужчин к себе, осваивая новые образы. В 1916 году она уехала с Судейкиным в Петербург, оставила сцену, стала преданной Музой художника и даже стала рисовать сама. Александр Бенуа в дневниках пишет: «…Судейкин, видимо, по уши влюблен — и, не стесняясь ее присутствием, воздает ей неистовые хвалы. Уверяет, что она его спасает, отучила от пьянства, от „дурной жизни“».
Вера Судейкина. Фото П.Шумова. Париж. 1921 год
Вера Судейкина. Фото П.Шумова. Париж. 1921 год
Вера Артуровна с головой погрузилась в жизнь Судейкина, и даже составила «Обязанности жены художника». Вот они:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, ее замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью.
Из феерии любовных связей каждого из супругов, в которой присутствовала и первая жена Судейкина, красавица балерина Ольга Глебова, и поэт Михаил Кузмин, Сергея и Веру выталкивает ветер грядущей Революции — они уезжают в Крым. Потом будет Тифлис, Баку, Батум… К слову, дамы в те далекие времена вели альбомы и дневники. Альбом Веры Судейкиной тех лет, который она создавала с помощью творческих друзей семьи (с их стихами, заметками и рисунками) был впервые издан в Америке в 1995 году. Приводим фото несколько страниц: оцените этот воистину уникальный документ.
Жены художников, чьи имена связывают с Булгаковым, Эйнштейном, Стравинским
Жены художников, чьи имена связывают с Булгаковым, Эйнштейном, Стравинским
Жены художников, чьи имена связывают с Булгаковым, Эйнштейном, Стравинским
В 1920 году Судейкины приезжают в Париж. Здесь, зимой 1921 года, Сергей Дягилев знакомит Веру с Игорем Стравинским. Между ними завязывается роман, однако композитор не желает расставаться ни с женой, ни со своей вновь обретенной Музой.
«Я не способен ничего делать. Могу только думать о тебе и сочинять музыку, такую музыку, которая связана с тобой. Что нам делать с тобой? Что нам делать…» — пишет Стравинский.
Вера становится доверенным лицом композитора и остается рядом с ним. При этом не забывает о собственных интересах: магазин модных аксессуаров «Tulavera», который она открывает в альянсе со своей подругой-художницей Даниловой (Тулой), приносит ей и доход, и известность в театральных кругах. Жена Стравинского, Екатерина Гавриловна, была в курсе амурных дел своего мужа. Тем не менее, Стравинский семью сохранил, и этот «триумвират» продолжал существовать вплоть до кончины его жены от туберкулеза в 1939 году.
Игорь и Вера Стравинские. Голливуд, 1947 год. Фото Loomis Dean для Life Magazine. Источник фото.
Игорь и Вера Стравинские. Голливуд, 1947 год. Фото Loomis Dean для Life Magazine. Источник фото.
Похоронив жену, Стравинский уезжает в Америку; Вера едет вслед за ним. И через год выходит за него замуж. Жениху — 58 лет, невесте — 52. И это — союз до конца дней. Вера Артуровна не станет писать новых «Обязанностей жены», но, будучи женой гения, останется личностью. В 1945 году она образует еще один деловой альянс и откроет в Беверли-Хиллс художественную галерею «La Boutique», где будут выставляться Дали, Шагал, Пикассо. Она не забросит кисти и краски — вернется к живописи, будет много выставляться по всему миру.
Она не забросит кисти и краски — вернется к живописи, будет выставлять свои работы по всему миру. Се

Она не забросит кисти и краски — вернется к живописи, будет выставлять свои работы по всему миру. Сегодня работы, обозначенные «Vera Stravinsky (1888 — 1982)» можно встретить в аукционных каталогах.

Работа Веры Судейкиной-Стравинской. Источник: inartsantafe.com

Вера Стравинская, президент США Джон Кеннеди с супругой Джеки и Игорь Стравинский у входа в Белый До
Вера Стравинская, президент США Джон Кеннеди с супругой Джеки и Игорь Стравинский у входа в Белый Дом. 1962 год. Фотограф Abbie Rowe. Источник фото.

Наталия Якулова

В воспоминаниях Валентины Ходасевич художник Георгий Якулов предстает «некрасивым красавцем», которого она «…побаивалась и избегала общаться из боязни влюбиться в него и… конечно, страдать. А женщин он покорял запросто». Московская публика считала, что семейная жизнь «Жоржа Великолепного» не задалась. Его супруга, Наталья Юльевна Шиф, обладала невероятно красивой фигурой и была одной из первых русских манекенщиц — притом, что лицо ее было несколько асимметрично. Первая жена Михаила Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала: «…Рыжая и вся в веснушках. Когда она шла или там на машине подъезжала, за ней всегда толпа мужчин. Она ходила голая… надевала платье прямо на голое тело или пальто, и шляпа громадная. И всегда от нее струя очень хороших духов».
Жили Якуловы в доме № 10 на Большой Садовой — том самом, в котором находилась «нехорошая квартира», описанная Михаилом Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Обедать супруги ходили в ресторан, а Якулов иногда ходил завтракать к своей маме, которая жила здесь же, в квартире номер 8. В мастерской Якулова, находящейся в квартире номер 38, постоянно толпился народ, гости бывали самые разные — Качалов и Мариенгоф, Андрей Белый и Федор Сологуб, захаживал и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Именно у Якуловых познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. Наталья Юльевна была мастерицей закатывать буйные вечеринки, а поутру, с похмелья, могла отправить мужа за водкой…
Слева направо: неустановленное лицо, Георгий Якулов, Александр Таиров, неустановленное лицо, Наталья
Слева направо: неустановленное лицо, Георгий Якулов, Александр Таиров, неустановленное лицо, Наталья Шиф (за рулем). 1925 год, Париж. Источник фото: dom10.bulgakovmuseum.ru
Во время работы Якулова над спектаклем «Жирофле-Жирофля» у Александра Таирова режиссер предложил художнику работать в театре: сроки подготовки декораций, что называется, «горели». Как вспоминает Алиса Коонен, Таиров предложил Якулову «условия роскошные: возле макетной есть комната, мы ее для тебя оборудуем вполне комфортабельно, о питании позаботится Алиса, а вино будем пить с тобой аккуратно, по стаканчику за обедом и ужином. После твоей сумасшедшей жизни на Садовой ты отдохнешь, отоспишься и легко сделаешь оформление в нужный срок. А чтобы ты не сбежал, не посетуй, буду тебя запирать на ключ…».
Сцена из спектакля «Жирофле-Жирофля». Камерный театр. Москва, 1922 г., реж. А. Таиров, худ. Г. Якуло





Сцена из спектакля «Жирофле-Жирофля». Камерный театр. Москва, 1922 г., реж. А. Таиров, худ. Г. Якулов. Из собрания Театрального музея имени А. А. Бахрушина

Мастерская Якуловых послужила прообразом декораций к пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира», которую он написал в 1925 году. После премьеры, прошедшей в театре Вахтангова, за квартирой номер 38 по Большой Садовой это название так и осталось. А главная героиня пьесы, Зоя Пельц, по утверждениям исследователей творчества Булгакова, списана с жены художника.
Позже Наталья Якулова выступила прообразом Геллы из романа «Мастер и Маргарита». Ярко-рыжая, веснушчатая, в платьях на голое тело, свободолюбивая Наталья Юльевна вполне «укладывается» в этот ведьминский образ. Возможно, что и плащ на голое тело, упоминаемый Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» — воспоминание о причудах легендарной костюмерши Камерного театра.

Маргарита Конёнкова

Маргарита Воронцова происходила из обедневшей дворянской семьи. Родители дали дочери все, что смогли

Маргарита Воронцова происходила из обедневшей дворянской семьи. Родители дали дочери все, что смогли — а именно, прекрасное образование. В 1915 году девятнадцатилетняя Воронцова приехала в Москву. Умная, интеллигентная, красивая девушка «с рекомендациями» была принята в обществе. Ее так и тянуло к выдающимся мужчинам, с которыми она всегда находила общие темы. Воронцова влюбляется в сына великого певца Федора Шаляпина — Бориса. Как говорили, вскоре и отец не смог устоять перед ее очарованием. Молва приписывала Воронцовой романы с поэтом Александром Блоком, с композитором Сергеем Рахманиновым…

Юная Маргарита Воронцова. 1920-е годы.

Сергей и Маргарита Коненковы. 1920е годы
Сергей и Маргарита Коненковы. 1920е годы
Год спустя она решает отдать руку и сердце молодому скульптору Петру Бромирскому. Восхищенный своей невестой, Бромирский не расставался с ее фотографией, и как-то раз показал ее своему другу, скульптору Сергею Коненкову. Восхищенный юной Маргаритой, Коненков попросил Бромирского познакомить их. Впоследствии он вспоминал: «Девушка на фотографии была так прекрасна, что показалась мне творением какого-то неведомого художника. Особенно прекрасен был поворот головы. И руки — необыкновенно красивые руки, с тонкими изящными пальцами были у девушки на фотокарточке. Таких рук я не видел никогда!»
Сергей Коненков. Портрет Маргариты Коненковой. 1936. Коллекция музея С.Т. Конёнкова в Смоленске.
Сергей Коненков. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Маргариты Коненковой. 1936. Коллекция музея С.Т. Конёнкова в Смоленске.
Коненков, который был старше Воронцовой на 22 года, увидев оригинал, влюбился. И эта любовь оказалась взаимной: Маргарита стала Музой скульптора, его моделью и гражданской женой — родители отказали влюбленным в благословении. Сергей Коненков и Маргарита Воронцова поженились только в 1922 году. Год спустя они уезжают в Америку, где Коненков, уже состоявшийся скульптор с мировым именем, принимает участие в большой выставке «Русское искусство». А вот жена его, судя по мемуарам бывшего начальника Четвертого управления НКВД-НКГБ генерал-лейтенанта Павла Судоплатова, к тому моменту была советским агентом, работавшим под оперативным псевдонимом «Лукас». Коненковы провели в США 23 года.
В Нью-йоркской мастерской Сергея Коненкова, 1927 год.
В Нью-йоркской мастерской Сергея Коненкова, 1927 год.
В Америке Сергей Коненков имел огромный успех, множество заказов и приглашений на участие в выставках. В 1935 году к нему в мастерскую пришел знаменитый физик Альберт Эйнштейн, бюст которого заказал Коненкову Принстонский университет. После прихода к власти Гитлера Эйнштейн отказался от своей профессорской должности в Берлине и переехал в США по приглашению Института передовых исследований. И внимание к его работе со стороны советской разведки было не случайным. Маргарита, часто присутствовавшая при сеансах работы своего мужа, все больше и больше очаровывается гениальным физиком. Вообще, канонической красавицей она не была. Однако ее миловидность и зеленые глаза в сочетании с острым умом и способностью притягивать людей делали ее неотразимой. Так что и Эйнштейн не остается равнодушным к вниманию супруги скульптора. Роман этой пары продлится десять лет — до самого отъезда Коненковых на родину.
Сергей Коненков. Портрет Альберта Эйнштейна. 1935
Сергей Коненков. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Альберта Эйнштейна. 1935
Три года они встречались тайно, а потом ученый придумал своей возлюбленной «легенду». С помощью близких друзей он собрал справки о мнимой болезни Коненковой и отправил их с письмом ее мужу, предложив отправить Маргариту на лечение в Саранак-Лейк — курорт, где у Эйнштейна был дом и яхта. Физик знал о том, что его возлюбленная работает на русскую разведку. Поскольку он лично не принимал участия в разработке ядерной бомбы, особой пользы агенту «Лукас» от Эйнштейна не было: ей было важнее познакомиться и общаться с Робертом Оппенгеймером и другими учеными-ядерщиками.
Слава направо: Роберт Оппенгеймер, Эльза и Альберт Эйнштейн, Маргарита Коненкова, приемная дочь Эйнш
Слава направо: Роберт Оппенгеймер, Эльза и Альберт Эйнштейн, Маргарита Коненкова, приемная дочь Эйнштейнов Маргот.
В 1937 году Эйнштейн написал стихотворение, посвящённое Маргарите: «Тебе не вырваться из семейного к

В 1937 году Эйнштейн написал стихотворение, посвящённое Маргарите: «Тебе не вырваться из семейного круга — это наше общее несчастье. Сквозь небо неотвратимо и правдиво проглядывает наше будущее. Голова гудит, как улей, обессилели сердце и руки. Приезжай ко мне в Принстон, тебя ожидают покой и отдых. Мы будем читать Толстого, а когда тебе надоест, ты поднимешь на меня глаза, полные нежности, и я увижу в них отблеск Бога».

Мария Коненкова с мужем Сергеем Коненковым и с Альбертом Эйнштейном. Фото 1935 года. Коллаж. Источни
Мария Коненкова с мужем Сергеем Коненковым и с Альбертом Эйнштейном. Фото 1935 года. Коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
. Источник фото: www.youtube.com
Альберт Эйнштейн очень любил Маргариту. Они придумали себе общее собирательное прозвище, взяв первые слоги своих имен — Альмар. Возможно, они и остались бы вместе, но в 1945 году правительство СССР решило, что Коненковым пора ехать на родину. За ними прислали пароход, куда погрузили работы Сергея Тимофеевича, а в Москве выделили огромную мастерскую на Тверской. Эйнштейн очень горевал по возлюбленной; осенью 1945 года он ей писал: «…Все вокруг напоминает мне о тебе — шаль Альмар, словари, чудесная свирель, которую мы одно время считали утерянной, — словом разные безделушки, наполняющие мой приют отшельника, наше опустевшее гнездышко».
Сергей Тимофеевич Коненков в своей мастерской. Справа — портрет Маргариты Коненковой.
Сергей Тимофеевич Коненков в своей мастерской. Справа — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Маргариты Коненковой.
Рекомендуемые выставки и показы
Сергей Коненков. Скульптура Маргариты Коненковой. 1920−30-е годы.

В 1998 году на торги Сотбис был в

Сергей Коненков. Скульптура Маргариты Коненковой. 1920−30-е годы.

В 1998 году на торги Сотбис был выставлен удивительный лот: девять писем Альберта Эйнштейна, адресованные Маргарите Коненковой, пять моментальных фотографий, на четырех из которых Альберт и Маргарита запечатлены вместе, адресная книга, где указано место жительства Эйнштейна в Принстоне и Саранак-Лейке, и золотые часы — подарок, сделанный физиком своей возлюбленной в день расставания.

Именно на этом откровении из прошлого хотелось бы поставить точку, минуя жестокую смерть от истощения после лет в немощи (уже неважно, реальной или же отчасти наигранной), проведенных уже без мужа, в заложниках у жестокой домработницы… Но жизнь, как и смерть, сама ставит знаки препинания.