Брюссель с Брейгелем, Рубенсом и импрессионистами
Прогулка по
Королевским музеям изящных искусств в столице Бельгии — не только
«три в одном», несколько музеев в одном комплексе, — но и потрясающий вояж по всем эпохам истории искусства. Что смотреть в первую очередь
, что наиболее впечатляет и что совершенно нельзя пропустить? Вашему вниманию — специальный фоторепортаж и рассказ нашего автора.
Одним из мотивов моего короткого вояжа в Бельгию были музеи. Когда-то мой папа провёл там несколько недель — случилась у советского инженера такая командировка, — и привез музейные каталоги, полные изобильных натюрмортов и дородных матрон. А значит, кроме обязательной в Брюсселе программы — Гранд Плас, Манекен Пис, Атомиум, — я запланировала поход в пару музеев. Вскоре поняла, что должна сделать тяжелый выбор между классиками Musée Oldmasters Museum, мастерами конца XIХ — начала ХХ столетия в Музее Musée Fin-de-Siècle Museum и «сливками» с XVIII века до наших дней в Музее современного искусства (Musée Modern Museum — Curator’s Choice). К счастью, оказалось что все они находятся в одном здании Королевских музеев изящных искусств на улице Rue de la Regence (или Regentschapsstraat), 3.
В 2016 году музей отпраздновал свое 215-летие. История собрания такова: во время оккупации Австрийских Нидерландов французскими революционными войсками в 1794 г. в Брюсселе началась конфискация произведений искусства. Конфискованное складировалось и частью перевозилось в Париж. Оставшиеся художественные ценности послужили основой учреждённого Наполеоном Бонапартом в 1801 г. в Брюсселе музея, впервые открывшего свои двери публике двумя годами позже во дворце австрийского штатгальтера. конфискованные ценности вернулись из Парижа в Брюссель только после низложения Наполеона.
С возникновением при короле Вильгельме I Объединённого Королевства Нидерландов фонды музея значительно расширились. В 1835 г. король Леопольд I принял решение о создании теперь уже в бельгийской столице национального музея бельгийских художников. позже городская и королевская коллекции были объединены и получили в 1846 г. название Королевских музеев живописи и скульптуры Бельгии. В 1887 г. открылось новое здание музея на Rue de la Régence / Regentschapsstraat, созданное по проекту Альфонса Балата, где разместился отдел старинного искусства.
Здание музея — монументальное, но, стоя снаружи, никогда не подумаешь, что это такой огромный сундук сокровищ: музей уходит на восемь уровней под землю! Музей Старых мастеров — прежде всего, фламандских и голландских, — наверху. Здесь царит XIV — XVIII век: суровые портреты, сложные натюрморты, бесконечные библейские сюжеты. На полотнах мало света, и даже пахнет в залах старым-престарым домом. Атмосферу оживляют стайки студентов-искусствоведов. Вместе с преподавателем они перепархивают от картины к картине, а, задержавшись, у той или иной, часто просто усаживаются на пол.
Самые масштабные полотна — «Поклонение мудрецов», «Оплакивание Христа со Святым Франциском», «Коронование Девы Марии», «Вознесение Девы Марии»… — в отдельном огромном зале. Разглядывая их в каталоге или на экране компьютера, не догадаться, что они такие большие. Что еще усиливает и драматизм сюжетов и персонажей, и мощь мастерства великого Рубенса. Однозначно, это надо видеть «вживую».
Для меня в Музее старинного искусства праздником души стали полотна
Питера Брегейля Старшего. В Брюсселе хранятся пять его работ
, в том числе завораживающе-фантасмагоричное
, очень босховское
«Падение мятежных ангелов», прозрачный
«Зимний с конькобежцами и ловушкой для птиц».
Почти монохромная
«Перепись в Вифлееме» содержит лишь ссылку на евангельский сюжет
, подкрепленную разве что фигурами Марии и Иосифа. На самом же деле Брегейль изобразил родную Фландрию в ее обычной зимней сумрачности: вот-вот потянет ветер с моря
, принесет то ли снег
, то ли дождь
, а привычные к такой погоде люди так и будут толпиться у окна переписчиков.
Впрочем, даже если вы большой любитель живописи XIV — XVIII века, оставьте время и для других музеев. Отправляйтесь вниз! И ещё вниз, вниз, вниз — в Musée Fin-de-Siècle Museum. Он занимает подземные этажи от «минус третьего» до «минус восьмого» и охватывает период с 1868 года (тогда было создано Общество изящных искусств) до переломного 1914 года.
Кроме работ бельгийских художников, в музее — полотна Моне, Гогена, скульптуры Огюста Родена. Коллекция относительно небольшая, но действительно потрясающая в своем разнообразии. Кстати, если вы действительно собираетесь сюда, изучите видео: этот ролик позволяет сориентироваться, где что находится в Musée Fin-de-Siècle и исключает метание по этажам.
Признаюсь честно: на «Выбор кураторов», т. е., Музей современного искусства, времени у меня не осталось и вовсе. На пару минут остановилась у заглавного произведения этой экспозиции — знаменитого полотна Жака Луи Давида «Смерть Марата», — и бегом в аэропорт.
Учтите мои промахи, чтобы насладиться Музеями по полной программе. Кстати, «полной программе» могут посодействовать и некоторые бонусы. В первую среду каждого месяца с 13.00 посещение Королевских музеев бесплатное! Еще один: в музеях разрешено фотографировать. Везде! Может, поэтому в Интернете можно найти огромное количество фото из Королевских музеев Брюсселя. Ну, а я скромно представила свои кадры
Светлана Кабыш. Фото автора (кросе указанного фото с выставки Питера Брейгеля)