войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Мы гуляли по МоМА

Корреспондент Артхива побывала в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА) и, лавируя среди толп посетителей, запечатлела все самое интересное. Мы дополнили фоторепортаж любопытными фактами о прошлом и настоящем знаменитого музея.
Мы гуляли по МоМА
1. Museum of Modern Art — крупнейший в мире музей современного искусства. Коллекция насчитывает двести тысяч произведений и арт-объектов (живопись, скульптура, фотография, архитектура, индустриальный дизайн и проч.) авторов со всех уголков мира, творивших в последние 150 лет. Кроме того, в МоМА есть огромная фильмотека — 22 тысячи лент, охватывающие все периоды развития кинематографа.
Фото — rctom.hbs.org
Фото — rctom.hbs.org
Ежегодно музей посещают более трех миллионов человек — по этому показателю МоМА занимает первое место среди музеев своего профиля и тринадцатое в общем списке.
Мы гуляли по МоМА
2. В числе самых известных экспонатов музея — «Звездная ночь» и «Портрет Жозефа Рулена» Ван Гога, «Купальщик» Сезанна, «Танец» Матисса, «Спящая цыганка» Руссо, «Авиньонские девицы» и «Три музыканта» Пикассо, «Постоянство памяти» Дали, «Банки с супом Кэмпбелл» Уорхола. Увы, одновременно застать все эти работы на своих местах почти невозможно.
Фото на память перед «Танцем» Матисса
Фото на память перед «Танцем» Матисса
  • «Портрет Жозефа Рулена» Ван Гога
  • «Купальщик» Сезанна
3. Билет в музей стоит 23 доллара. По пятницам — UNIQLO Free Friday Nights, свободный вход с 16:00 до 20:00 (внимание, очереди!).
Мы гуляли по МоМА
4. МоМА основали три состоятельные прогрессивные женщины: мисс Лили Блисс, Мэри Салливан — миссис Корнелиус Салливан, и Эбби Рокфеллер — миссис Джон Рокфеллер-младший.
Слева направо: Эбби Рокфеллер, Лили Блисс, Мэри Салливан. Фото — wordpress.com
Слева направо: Эбби Рокфеллер, Лили Блисс, Мэри Салливан. Фото — wordpress.com
…Таким образом дамы решили бросить вызов консервативным музеям своего времени, а Эбби Рокфеллер — заодно и мужу. Отпрыск первого в мире миллиардера был ценителем классической живописи, не одобрял идею супруги и первое время отказывался поддерживать ее новый проект. Но музей сразу же приобрел авторитет и популярность, и Рокфеллер-младший сменил гнев на милость.
Мы гуляли по МоМА
5. Музей — ровесник Великой депрессии. Его торжественное открытие состоялось 7 ноября 1929 года — всего через девять дней после обрушения Нью-Йоркской фондовой биржи.
«Банки с супом Кэмпбелл» Энди Уорхола (1962)
«Банки с супом Кэмпбелл» Энди Уорхола (1962)
Мы гуляли по МоМА
6. На выставке, открывшей музей современного искусства, демонстрировались работы Сезанна, Гогена, Сёра и Ван Гога. Предоставленные коллекционерами картины показывали нью-йоркской публике впервые. Выбор авторов был рискованным. Прогнозировали, что выставка работ представителей новых направлений живописи в лучшем случае не вызовет интереса, а в худшем будет освистана.
Но вышло наоборот: на первой выставке в МоМА побывало более 47 тысяч человек.
«Семя Ареои» Поля Гогена (1892)
«Семя Ареои» Поля Гогена (1892)
Позже музею передали восемь картин, вошедших в ту экспозицию, в том числе «Портрет Якоба Мейера де Хаана» Гогена и «Натюрморт с яблоками» Сезанна.
«Буря» Эдварда Мунка (1893)
«Буря» Эдварда Мунка (1893)

7. Первой в МоМА персональной выставкой стала экспозиция работ француза Анри Матисса (1931). А второй, прошедшей в том же году, — мексиканца Диего Риверы, который уже был мировой знаменитостью и, заодно, любимым художником Эбби Рокфеллер. Эта выставка побила рекорд посещаемости музея: за месяц работы ее посмотрели 56 тысяч человек.
Ривера пишет фреску «Восстание» в мастерской МоМА, 1931. Фото — AP
Ривера пишет фреску «Восстание» в мастерской МоМА, 1931. Фото — AP
Монументальные работы муралиста и коммуниста Риверы не подлежали перемещению. Поэтому за шесть недель до открытия выставки в МоМА художник приехал в Нью-Йорк, где создал пять передвижных фресок, посвященных мексиканской истории. А уже после открытия он написал еще три панно, которые олицетворяли Нью-Йорк в период Великой депрессии: «Отбойный молоток», «Электросварка» и «Замороженные активы». На последней Ривера изобразил три уровня Нью-Йорка: в нижней части — банковское хранилище, по центру — городской приют, где люди лежат на холодном полу, а вверху — небоскребы, которые возвышаются над городом, словно надгробия.
«Замороженные активы» Риверы (1931)
«Замороженные активы» Риверы (1931)
Критика капитализма повлекла за собой скандал и противоречивые отзывы в прессе — устроители и не мечтали о таком пиаре!

Вторая выставка Риверы в МоМА открылась в 2011 году. Так музей отметил 80 лет с момента первой грандиозной экспозиции мексиканского художника.

8. В середине XX века музей чуть было не потерял все самые ценные экспонаты.

В 1947 году расположенные в Нью-Йорке МоМА, Музей американского искусства Уитни и Метрополитен договорились, условно говоря, поделить сферы влияния, чтобы не конкурировать между собой. МоМА должен был сосредоточиться на современном искусстве, музей Уитни — на современном американском, а Мет рад был представлять все «старое» искусство. По этому соглашению МоМА обязался постепенно передавать Метрополитену работы, которые переходили в разряд «классических». Переезд грозил, например, жемчужине коллекции музея — «Звездной ночи» Ван Гога. Стороны выполняли договоренности со скрипом, и через шесть лет разорвали их. К тому моменту МоМА успел передать Мету около сорока работ, включая картины Пикассо «Женщина в белом» и «Причесывание». Безвозвратно.
Мы гуляли по МоМА
Именно с такого ракурса посетители чаще всего смотрят на самый, пожалуй, известный экспонат музея — «Звездную ночь» Ван Гога, которую МоМА едва не уступил Метрополитену
«Лежащая обнаженная» Амедео Модильяни (около 1919)
«Лежащая обнаженная» Амедео Модильяни (около 1919)
Скульптура Модильяни «Кариатида» (около 1914)

Скульптура Модильяни «Кариатида» (около 1914)

9. Первые десять лет музей занимал несколько залов обычного офисного здания на Манхэттене. В 1939 г. началось строительство нового здания. Пределы острова музей не покинул — его «прописали» на 53-й улице, между 5-й и 6-й авеню, неподалеку от Рокфеллер-центра. Одно время даже планировалась «соединить» их с помощью пешеходной аллеи, но дальше чертежей дело не продвинулось. А вот здание МоМА достраивали и перестраивали несколько раз. Последняя реконструкция пришлась на 2004 год, когда музей праздновал 75-летие. Усилиями японского архитектора Йошио Танигучи площадь музея увеличилась почти вдвое и сейчас составляет 62 тысячи квадратных метров. Историческое здание «вписали» в новое, которое занимает практически квартал и является одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка.

Фото — boomsbeat.com
Фото — boomsbeat.com
Фото — all-new-york.ru
Фото — all-new-york.ru
«Спящая цыганка» Анри Руссо (1897)
«Спящая цыганка» Анри Руссо (1897)
Франсис Пикабиа, «Это должно делаться со мной», около 1914
Франсис Пикабиа, «Это должно делаться со мной», около 1914
Мы гуляли по МоМА
Посетитель разглядывает работу Пита Мондриана. Вряд ли, выбирая футболку для визита в музей, он дума
Посетитель разглядывает работу Пита Мондриана. Вряд ли, выбирая футболку для визита в музей, он думал об этом художнике — но так уж получилось… Забавно!
«Три музыканта» Пабло Пикассо, 1921
«Три музыканта» Пабло Пикассо, 1921
  • Джон Чемберлен, Essex, 1960
  • Роберт Раушенберг, «Место приземления после первого прыжка», 1961
Посетители рассматривают работу Раушенберга «Каньон» (1959)
Посетители рассматривают работу Раушенберга «Каньон» (1959)

Мы гуляли по МоМА
И никаких «музейных тапочек»: в МоМА — хоть во «вьетнамках»!
И никаких «музейных тапочек»: в МоМА — хоть во «вьетнамках»!
Мы гуляли по МоМА
Мы гуляли по МоМА
  • Энди Уорхол, «Золотая Мэрилин Монро», 1962
  • Алекс Кац, Passing, 1963
Ричард Аведон, литографии «Джордж Харрисон», «Джон Леннон», «Пол Маккартни», «Ринго Старр», 1967
Ричард Аведон, литографии «Джордж Харрисон», «Джон Леннон», «Пол Маккартни», «Ринго Старр», 1967
Наконец, еще один любопытный факт, который мы выяснили уже в музее. Смотрители МоМА не лишены чувств

Наконец, еще один любопытный факт, который мы выяснили уже в музее. Смотрители МоМА не лишены чувства юмора
Титульная иллюстрация — посетители рассматривают работу Ван Гога «Звездная ночь».
Фотографии Юлии Городецкой, специально для Артхива