Корреспондент Артхива побывала в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА) и, лавируя среди толп посетителей, запечатлела все самое интересное. Мы дополнили фоторепортаж любопытными фактами о прошлом и настоящем знаменитого музея.
1. Museum of Modern Art — крупнейший в мире музей современного искусства. Коллекция насчитывает двести тысяч произведений и арт-объектов (живопись, скульптура, фотография, архитектура, индустриальный дизайн и проч.) авторов со всех уголков мира, творивших в последние 150 лет. Кроме того, в МоМА есть огромная фильмотека — 22 тысячи лент, охватывающие все периоды развития кинематографа.
Фото — rctom.hbs.org
Ежегодно музей посещают более трех миллионов человек — по этому показателю МоМА занимает первое место среди музеев своего профиля и тринадцатое в общем списке.
2. В числе самых известных экспонатов музея — «Звездная ночь» и «Портрет Жозефа Рулена» Ван Гога, «Купальщик» Сезанна, «Танец» Матисса, «Спящая цыганка» Руссо, «Авиньонские девицы» и «Три музыканта» Пикассо, «Постоянство памяти» Дали, «Банки с супом Кэмпбелл» Уорхола. Увы, одновременно застать все эти работы на своих местах почти невозможно.
Фото на память перед «Танцем» Матисса
3. Билет в музей стоит 23 доллара. По пятницам — UNIQLO Free Friday Nights, свободный вход с 16:00 до 20:00 (внимание, очереди!).
4. МоМА основали три состоятельные прогрессивные женщины: мисс Лили Блисс, Мэри Салливан — миссис Корнелиус Салливан, и Эбби Рокфеллер — миссис Джон Рокфеллер-младший.
Слева направо: Эбби Рокфеллер, Лили Блисс, Мэри Салливан. Фото — wordpress.com
…Таким образом дамы решили бросить вызов консервативным музеям своего времени, а Эбби Рокфеллер — заодно и мужу. Отпрыск первого в мире миллиардера был ценителем классической живописи, не одобрял идею супруги и первое время отказывался поддерживать ее новый проект. Но музей сразу же приобрел авторитет и популярность, и Рокфеллер-младший сменил гнев на милость.
5. Музей — ровесник Великой депрессии. Его торжественное открытие состоялось 7 ноября 1929 года — всего через девять дней после обрушения Нью-Йоркской фондовой биржи.
«Банки с супом Кэмпбелл» Энди Уорхола (1962)
6. На выставке, открывшей музей современного искусства, демонстрировались работы Сезанна, Гогена, Сёра и Ван Гога. Предоставленные коллекционерами картины показывали нью-йоркской публике впервые. Выбор авторов был рискованным. Прогнозировали, что выставка работ представителей новых направлений живописи в лучшем случае не вызовет интереса, а в худшем будет освистана.
Но вышло наоборот: на первой выставке в МоМА побывало более 47 тысяч человек.
Но вышло наоборот: на первой выставке в МоМА побывало более 47 тысяч человек.
Позже музею передали восемь картин, вошедших в ту экспозицию, в том числе «Портрет Якоба Мейера де Хаана» Гогена и «Натюрморт с яблоками» Сезанна.
7. Первой в МоМА персональной выставкой стала экспозиция работ француза Анри Матисса (1931). А второй, прошедшей в том же году, — мексиканца Диего Риверы, который уже был мировой знаменитостью и, заодно, любимым художником Эбби Рокфеллер. Эта выставка побила рекорд посещаемости музея: за месяц работы ее посмотрели 56 тысяч человек.
Ривера пишет фреску «Восстание» в мастерской МоМА, 1931. Фото — AP
Монументальные работы муралиста и коммуниста Риверы не подлежали перемещению. Поэтому за шесть недель до открытия выставки в МоМА художник приехал в Нью-Йорк, где создал пять передвижных фресок, посвященных мексиканской истории. А уже после открытия он написал еще три панно, которые олицетворяли Нью-Йорк в период Великой депрессии: «Отбойный молоток», «Электросварка» и «Замороженные активы». На последней Ривера изобразил три уровня Нью-Йорка: в нижней части — банковское хранилище, по центру — городской приют, где люди лежат на холодном полу, а вверху — небоскребы, которые возвышаются над городом, словно надгробия.
«Замороженные активы» Риверы (1931)
Критика капитализма повлекла за собой скандал и противоречивые отзывы в прессе — устроители и не мечтали о таком пиаре!
Вторая выставка Риверы в МоМА открылась в 2011 году. Так музей отметил 80 лет с момента первой грандиозной экспозиции мексиканского художника.
8. В середине XX века музей чуть было не потерял все самые ценные экспонаты.
В 1947 году расположенные в Нью-Йорке МоМА, Музей американского искусства Уитни и Метрополитен договорились, условно говоря, поделить сферы влияния, чтобы не конкурировать между собой. МоМА должен был сосредоточиться на современном искусстве, музей Уитни — на современном американском, а Мет рад был представлять все «старое» искусство. По этому соглашению МоМА обязался постепенно передавать Метрополитену работы, которые переходили в разряд «классических». Переезд грозил, например, жемчужине коллекции музея — «Звездной ночи» Ван Гога. Стороны выполняли договоренности со скрипом, и через шесть лет разорвали их. К тому моменту МоМА успел передать Мету около сорока работ, включая картины Пикассо «Женщина в белом» и «Причесывание». Безвозвратно.
Именно с такого ракурса посетители чаще всего смотрят на самый, пожалуй, известный экспонат музея — «Звездную ночь» Ван Гога, которую МоМА едва не уступил Метрополитену
Звездная ночь
Июнь 1889, 73.1×92.1 см
Скульптура Модильяни «Кариатида» (около 1914)
9. Первые десять лет музей занимал несколько залов обычного офисного здания на Манхэттене. В 1939 г. началось строительство нового здания. Пределы острова музей не покинул — его «прописали» на 53-й улице, между 5-й и 6-й авеню, неподалеку от Рокфеллер-центра. Одно время даже планировалась «соединить» их с помощью пешеходной аллеи, но дальше чертежей дело не продвинулось. А вот здание МоМА достраивали и перестраивали несколько раз. Последняя реконструкция пришлась на 2004 год, когда музей праздновал 75-летие. Усилиями японского архитектора Йошио Танигучи площадь музея увеличилась почти вдвое и сейчас составляет 62 тысячи квадратных метров. Историческое здание «вписали» в новое, которое занимает практически квартал и является одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка.
Фото — boomsbeat.com
Фото — all-new-york.ru
«Спящая цыганка» Анри Руссо (1897)
Андре Дерен, «Купальщицы», 1907
Франсис Пикабиа, «Это должно делаться со мной», около 1914
Посетитель разглядывает работу Пита Мондриана. Вряд ли, выбирая футболку для визита в музей, он думал об этом художнике — но так уж получилось… Забавно!
«Три музыканта» Пабло Пикассо, 1921
Джексон Поллок, «Один: Номер 31», 1950
И никаких «музейных тапочек»: в МоМА — хоть во «вьетнамках»!
Ричард Аведон, литографии «Джордж Харрисон», «Джон Леннон», «Пол Маккартни», «Ринго Старр», 1967
Наконец, еще один любопытный факт, который мы выяснили уже в музее. Смотрители МоМА не лишены чувства юмора
Титульная иллюстрация — посетители рассматривают работу Ван Гога «Звездная ночь».
Фотографии Юлии Городецкой, специально для Артхива
Фотографии Юлии Городецкой, специально для Артхива