войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Говорит и показывает: цитаты Валентина Серова о жизни, смерти, искусстве и семечках

А также о том, что Матисс — фонарь, о природе счастья, об итальяшках с их цивилизацией и о вездесущих дураках, которым нужны портреты.
Говорит и показывает: цитаты Валентина Серова о жизни, смерти, искусстве и семечках
Валентин Серов попусту слов не тратил — даже среди близких он имел репутацию «великого молчальника». Однако, если уж художник решал высказаться, то говорил наотмашь и от души: честность и прямота были свойственны ему не только в работе. Артхив собрал цитаты из писем Серова к жене и друзьям (кроме указанных отдельно). Авторские пунктуация и орфография сохранены.

Поди, разбери, где счастье, где несчастье.
Все мне говорят, что я счастливец, очень может быть, охотно верю, но сам себя счастливым не называю и никогда не назову, точно так же как и несчастным, хотя и об одном ухе и с вечной тяжестью на сердце.
Рим сам стал как-то похуже — глупое веселье ему не к лицу, а кроме того, современный итальяшка провел ради удобства повсюду трамваи, все истрамваено. Черт бы ее драл, эту цивилизацию с трамваями, кинематографами, граммофонами — излишняя торопня.

Когда я здоров совершенно, то я охотно готов расстаться с жизнью, так сказать, но как только нездоров, то совершенно даже наоборот.

Единственное мое оружие — это кисть и карандаш. Другим не владею.
(В разговоре с княгиней Юсуповой)
То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное. То, что пришлось услышать после, было еще невероятнее по своему ужасу. Ужели же, если государь не пожелал выйти к рабочим и принять от них просьбу — то это означало их избиение? Кем же предрешено это избиение? Никому и ничем не стереть этого пятна.

Быстро, с налету, всякий может сделать, а вот напишите во сто сеансов, да так, чтобы сохранилась вся свежесть одного.

Я неразвратим.
(в разговоре с матерью)

Все вылезло, выползло на улицу — все бабы с детьми или беременные сидят на подоконниках, в подворотнях, на тротуарах, и все это лущит семячки — что-то невероятное. Сядешь на извозчичье сиденье — в семячках, на подножках семячки, на трамвае весь пол в семячках, бульвары, скамьи — все засыпано семячками. Скоро вся Москва будет засыпана этой дрянью. На бульваре видел няньку, у нее дитя спало — оно было засыпано семячками.
  • Серов пишет портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Исаака Левитана в его московской мастерской.
  • В. Серов. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    художника И. Левитана
Пишу портреты направо и налево и замечаю, что чем больше их сразу приходится за день писать — тем легче, право, а то упрешься в одного — ну, хоть бы в нос Гиршмана, так и застрял в тупике. Кроме того, примечаю, что женское лицо, как ни странно, дается мне легче, — казалось бы, наоборот.

Матисс, хотя и чувствую в нем талант и благородство, — но все же радости не дает, — и странно, все другое зато делается чем-то скучным — тут можно попризадуматься.

Вопрос о мусорности всего нового — вечен, и часто то, что считалось мусором вначале, потом оценивается.
  • В. Серов. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    И. Репина, 1901.
  • Михаил Врубель, Владимир Дервиз и Валентин Серов, 1883-1884 г.
Теперь Репин хвалит Врубеля, а я хорошо помню, как он его ругательски ругал раньше. Да, Репин художник громадный, единственный у нас, — а мнение его ничего, по-моему, не стоит, да и меняет он его легко.

Вчера умер Врубель от воспаления легких. Перенесли его в Академию в церковь. Отпевают сегодня, и завтра похороны. Его лицо в гробу теперь очень напоминает прежнего молодого Врубеля — нет одутловатостей и пятен. Не знаю, жалеть ли или радоваться его смерти.
Живу здесь в Риме барином, можно сказать. А приятно утром купить хорошую свежую душистую розу и с ней ехать на извозчике в Ватикан, что ли, или Farnesin’y.

Г-жа Северова выпустила свои воспоминания (под редакцией Репина, очевидно, на сей раз). Слегка просмотрел эту книгу, и мне очень захотелось просто задрать юбки этой бабе и высечь, больше ничего — немножко грубо, но что делать! (Наталья Норманд-Северова — жена Ильи Репина, при его поддержке сочиняла романы, повести, эссе, трактаты- ред.)

Ох, трудно мне дается работа, и упорным трудом, — нет, чтобы так — взять да спеть. У меня отвратительное перо и бумага — пожалуйста, не подумай, что у меня прогрессивный паралич.
Очень неплох наш московский Матисс — Машков — серьезно. Его фрукты весьма бодро и звонко написаны. Сам Матисс не нравится — это фонарь (Это слово обязано суждению, высказанному Ш. Бодлером. Он утверждал, что «идея прогресса смешна и что она служит признаком упадка. Эта идея есть „фонарь“, распространяющий мрак на все вопросы знания, и кто хочет видеть ясно в истории, тот прежде всего должен загасить этот коварный светильник». О Матиссе Серов отзывается в письме коллекционеру Морозову, имея в виду панно «Танец» и «Музыка» — ред.).

На всех частях света живут дураки, которым нужны, извольте видеть, портреты.

Видел сегодня бой быков (хорошо быки всаживают рога в лошадей, а то и в людей — одному матадору в ногу да через себя перекинул — превесело, а из лошадей кровь, как из кранов) — бойня, в сущности.

Что другое, а хоронят у нас в России преотлично.
Рекомендуемые работы
Светлана Макарова. Хранители
Хранители
2020, 60×80 см
Ганс Хайнер Бор. Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
  • Реклама
Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Гитара
  • Реклама
Гитара
2020, 60×45 см
$223
Оригинал
Наталия Припутникова. Кувшинки
  • Реклама
Кувшинки
2021, 50×40 см
$103
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. Контрабанда
  • Реклама
Контрабанда
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
  • Могила Валентина Серова на Новодевичьем кладбище. Фото: commons.wikimedia.org
  • Обложка журнала "Искры", сообщающего о смерти Серова.
Заглавное фото: Валентин Серов, 1905 г.
Цитаты художника Валентина Серова Андрей Зимоглядов