войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Панамагейт» и подноготная арт-рынка: под ударом Нахмады, Christie's и Рыболовлев

«Панамский архив» или «панамагейт» — недавняя массивная утечка документов юридической фирмы Mossack Fonseca — пролил свет на секретные финансовые махинации не только известных политиков, но и богатых коллекционеров, чьи имена на слуху в мире искусства. Среди них — семейство Нахмад, покойный корабельный магнат Василис Гуландрис, российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев… С этими именами связаны картины Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Марка Шагала, Пьера Боннара и многих других мастеров.
«Панамагейт» и подноготная арт-рынка: под ударом Нахмады, Christie's и Рыболовлев
Некоммерческая организация «Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ)» в течение года изучала полученные документы прежде, чем придать их огласке. Часть выводов лишь подтверждают то, о чём давно подозревала общественность, но некоторые стали неприятным сюрпризом.

Нахмад и Модильяни

«Панамские документы» подтвердили, что полотно Амедео Модильяни, которое было насильно конфисковано нацистами во время Второй мировой войны и является объектом реституции, фактически принадлежит выходцам из Ливана — могущественному семейству Нахмад.
Нахмады утверждали, что владельцем «Сидящего мужчины с тростью» (1918), изъятого у арт-дилера еврейс

Нахмады утверждали, что владельцем «Сидящего мужчины с тростью» (1918), изъятого у арт-дилера еврейского происхождения Оскара Штеттинера (Oscar Stettiner), является компания The International Art Center (IAC). Однако внук антиквара Филипп Местраччи (Philippe Maestracci) настаивал, что эта фирма — лишь прикрытие для нью-йоркских и лондонских галерей, принадлежащих семье. Недавние утечки доказали, что это Нахмады контролировали IAC более 20-ти лет.

На фото выше: арт-дилер Давид Нахмад (справа) и его сын Хелли. Фото: Getty
Потомки Оскара Штеттинера говорят, что тот вынужден был оставить картину во время бегства из Парижа в 1939 году, когда во Францию вошли германские войска. После окончания войны антиквар пытался вернуть шедевр Модильяни через суд, но скончался до завершения процесса. «Сидящий мужчина» несколько раз менял владельцев, а в 1996 году был куплен компанией IAC на аукционе Christie’s в Лондоне за 3,2 млн долларов. Ныне стоимость полотна составляет приблизительно 25 миллионов.
Картины Модильяни на аукционе Sotheby’s. Фото: Jane Mingay / The Telegraph
Картины Модильяни на аукционе Sotheby’s. Фото: Jane Mingay / The Telegraph
Но адвокат ливанской династии заявляет: внук дилера не может доказать свои претензии. Юрист ставит под сомнение то, что Оскар Штеттинер вообще владел полотном. Тяжба вокруг произведения была прекращена в ноябре 2015 года, когда суд постановил, что Местраччи должен подавать жалобу на «Международный Арт-центр» в Панаме, а не в Нью-Йорке, и, кроме того, он не является «надлежащим истцом».

Christie's, Льюис, Ганц

Под ударом оказалась и репутация аукционного дома Christie’s. В «панамских бумагах» указано, что знаменитая продажа коллекции супругов Ганц (Ganz), принёсшая в 1997 году 206 млн долларов, была проведена при помощи Simsbury International Corp. — компании, созданной, по-видимому, исключительно для этой сделки.
Среди шедевров была картина «Алжирские женщины (версия О)» Пабло Пикассо, которую тогда оценили в 31,9 млн долларов.
Виктор и Салли Ганц. Фото: 3rosasrosas.wordpress.com
Виктор и Салли Ганц. Фото: 3rosasrosas.wordpress.com
Эта распродажа установила аукционный рекорд для частных коллекций и считается переломным моментом в бизнесе. Её сравнили со «стероидной инъекцией в рынок», повысившей искусство до статуса глобального товара и прекрасной альтернативы для инвестиций.
Секрет же заключался в том, что за несколько месяцев до аукциона миллиардер и основной акционер Chri

Секрет же заключался в том, что за несколько месяцев до аукциона миллиардер и основной акционер Christie’s Джозеф Льюис выкупил «сливки» из коллекции семьи Ганц через лондонскую фирму Spink & Son, дочернюю компанию аукционного дома. Тогда же было договорено, что Льюис и Spink поделят поровну любую прибыль от торгов свыше 168 млн долларов.

Слева: Джозеф Льюис. Фото: Tavistock Group

Simsbury International была создана на небольшом острове Ниуэ в южной части Тихого океана. В записях фирмы Mossack Fonseca значится, что компания открыла счёт в Республиканском банке в Нью-Йорке и предоставила Джозефу Льюису доверенность на управление им.
Миллиардер получил выгоду от продажи таких лотов, как «Сон (Мари-Тереза Вальтер)» и «Женщина в рубашке» Пикассо — 3,5 млн и 5 млн соответственно. А «Алжирские женщины (версия О)» в мае 2015 года ушла с молотка за 180 млн долларов, став самой дорогой картиной, когда-либо проданной на аукционе.

Тайна исчезнувшей коллекции

«Панамский архив» отчасти проливает свет и на загадку коллекции греческого корабельного магната Васи

«Панамский архив» отчасти проливает свет и на загадку коллекции греческого корабельного магната Василиса Гуландриса (Βασίλειος Γουλανδρής). Он скончался в 1994 году, оставив собрание из 83-х шедевров Шагала, Пикассо, Сезанна, Джакометти, Кандинского, Моне, Матисса, Поллока и Ренуара. После смерти его жены Элизы наследники обнаружили, что произведения искусства принадлежат панамской компании Wilton Trading S.A. Потомки инициировали несколько уголовных и судебных расследований, чтобы «найти концы» неуловимого наследства.

Выше: Василис и Элиза Гуландрисы. Фото: Basil and Elise Goulandris Foundation
Выяснилось, что в 1985 году коллекционер продал все полотна этой фирме за какие-то 31,7 млн долларов. Но даже после этого произведения предоставлялись художественным музеям и продавались дилерам от имени супругов.
В ноябре 2004 года анонимные компании, созданные Mossack Fonseca, выставили на аукционы некоторые полотна Гуландрисов под эгидой Wilton Trading. Среди них были картины «В ванной» Пьера Боннара, «Комедианты» и «Синий скрипач» Марка Шагала. За Боннара просили 3 — 4 млн долларов, но он остался не проданным, «Комедианты» ушли с молотка за 2,3 миллиона при предварительной оценке в 2,2 млн долларов. Одна картина кисти Ван Гога, изображающая корзину с апельсинами, была частным образом продана коллекционеру из Калифорнии.
Все компании-продавцы были зарегистрированы накануне сделок и вскоре бесследно исчезли. По «панамским документам», у них был один таинственный владелец — Мари Воридис (Marie Voridis). Эта женщина ещё раз упоминается в архиве в связи с передачей картины Ренуара «Швея» в собственность компании Talara Holdings в 2004 году. Несколько недель спустя фирма вернула полотно этой загадочной женщине.

«Мини-Лувр» Рыболовлева

В «Панамском архиве» засветился и российский олигарх Дмитрий Рыболовлев, который владеет исключительной коллекцией произведений искусства, названной в прессе «мини-Лувром».
На фото: Дмитрий Рыболовлев (справа) и его экс-супруга Елена (слева)
На фото: Дмитрий Рыболовлев (справа) и его экс-супруга Елена (слева)
Mossack Fonseca создала на Британских Виргинских островах офшорную фирму Xitrans Finance Ltd. Миллиардер использовал его при разделе имущества во время развода с супругой Еленой. Этой компании, которая, как утверждает ICIJ, является не более чем почтовым ящиком на острове Тортола, принадлежат картины Пикассо, Модильяни, Ван Гога, Моне, Дега, Ротко, а также антикварная мебель эпохи Людовика XVI. По некоторым данным, стоимость предметов роскоши достигает 650 млн долларов.

Перед разрывом с женой Рыболовлев с помощью Xitrans Finance Ltd якобы переместил эти сокровища из Швейцарии в Сингапур и Лондон, «за пределы её досягаемости». У Mossack Fonseca записано, что миллиардер самостоятельно владел офшорной компанией, хотя Елена утверждает, что покупал активы также и на неё.
Ранее Рыболовлев оказался втянут в скандал с похищением картин Пикассо, и в сентябре 2015 года согласился вернуть две работы наследнице художника Катрин Ютен-Блэ.
«Причесывающаяся женщина» и «Испанка с веером», которые Рыболовлев вернул Ютен-Блэ. Фото: forbes.ru
«Причесывающаяся женщина» и «Испанка с веером», которые Рыболовлев вернул Ютен-Блэ. Фото: forbes.ru
Представители Рыболовлева заявили, что утверждения на основе документов Mossack Fonseca «являются неточными». По их словам, офшорные структуры были созданы на законных основаниях для защиты активов и имущественного планирования; они появились за шесть лет до развода, то есть никак не связаны с ним. А об использовании Xitrans Finance Ltd как юридического лица, владеющего коллекцией, было известно давно из многочисленных публикаций. Кроме того, в октябре 2015 года бывшие супруги объявили, что достигли соглашения об условиях расторжения брака и отозвали все иски друг к другу.
Рекомендуемые выставки и показы
Громкие разоблачения состоялись. Однако «ценовые планки», которые установили уже скандально знаменитые полотна, остаются на прежней высоте и продолжают диктовать новые стандарты рынка.
По материалам мировых СМИ