Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
«Панамский архив» или«панамагейт» — недавняя массивная утечка документов юридической фирмы Mossack Fonseca — пролил свет на секретные финансовые махинации не только известных политиков,но и богатых коллекционеров,чьи имена на слуху в мире искусства. Среди них — семейство Нахмад,покойный корабельный магнат Василис Гуландрис,российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев… С этими именами связаны картины Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Марка Шагала, Пьера Боннара и многих других мастеров.
Некоммерческая организация«Международный консорциум журналистских расследований(ICIJ)» в течение года изучала полученные документы прежде,чем придать их огласке. Часть выводов лишь подтверждают то,о чём давно подозревала общественность,но некоторые стали неприятным сюрпризом.
«Панамские документы» подтвердили,что полотно Амедео Модильяни,которое было насильно конфисковано нацистами во время Второй мировой войны и является объектом реституции,фактически принадлежит выходцам из Ливана — могущественному семейству Нахмад.
Нахмады утверждали,что владельцем«Сидящего мужчины с тростью»(1918), изъятого у арт-дилера еврейского происхождения Оскара Штеттинера(Oscar Stettiner), является компания The International Art Center(IAC). Однако внук антиквара Филипп Местраччи(Philippe Maestracci) настаивал,что эта фирма — лишь прикрытие для нью-йоркских и лондонских галерей,принадлежащих семье. Недавние утечки доказали,что это Нахмады контролировали IAC более 20-ти лет.
На фото выше: арт-дилер Давид Нахмад(справа) и его сын Хелли. Фото: Getty
Потомки Оскара Штеттинера говорят,что тот вынужден был оставить картину во время бегства из Парижа в 1939 году,когда во Францию вошли германские войска. После окончания войны антиквар пытался вернуть шедевр Модильяни через суд,но скончался до завершения процесса. «Сидящий мужчина» несколько раз менял владельцев,а в 1996 году был куплен компанией IAC на аукционе Christie’s в Лондоне за 3,2 млн долларов. Ныне стоимость полотна составляет приблизительно 25 миллионов.
Картины Модильяни на аукционе Sotheby’s. Фото: Jane Mingay / The Telegraph
Но адвокат ливанской династии заявляет: внук дилера не может доказать свои претензии. Юрист ставит под сомнение то,что Оскар Штеттинер вообще владел полотном. Тяжба вокруг произведения была прекращена в ноябре 2015 года,когда суд постановил,что Местраччи должен подавать жалобу на «Международный Арт-центр» в Панаме,а не в Нью-Йорке,и,кроме того,он не является«надлежащим истцом».
Christie's, Льюис, Ганц
Под ударом оказалась и репутация аукционного дома Christie’s. В «панамских бумагах» указано,что знаменитая продажа коллекции супругов Ганц(Ganz), принёсшая в 1997 году 206 млн долларов,была проведена при помощи Simsbury International Corp. — компании,созданной,по-видимому,исключительно для этой сделки.
Среди шедевров была картина«Алжирские женщины(версия О)» Пабло Пикассо,которую тогда оценили в 31,9 млн долларов.
Виктор и Салли Ганц. Фото: 3rosasrosas.wordpress.com
Эта распродажа установила аукционный рекорд для частных коллекций и считается переломным моментом в бизнесе. Её сравнили со «стероидной инъекцией в рынок», повысившей искусство до статуса глобального товара и прекрасной альтернативы для инвестиций.
Секрет же заключался в том,что за несколько месяцев до аукциона миллиардер и основной акционер Christie’s Джозеф Льюис выкупил«сливки» из коллекции семьи Ганц через лондонскую фирму Spink & Son,дочернюю компанию аукционного дома. Тогда же было договорено,что Льюис и Spink поделят поровну любую прибыль от торгов свыше 168 млн долларов.
Слева: Джозеф Льюис. Фото: Tavistock Group
Simsbury International была создана на небольшом острове Ниуэ в южной части Тихого океана. В записях фирмы Mossack Fonseca значится,что компания открыла счёт в Республиканском банке в Нью-Йорке и предоставила Джозефу Льюису доверенность на управление им.
Миллиардер получил выгоду от продажи таких лотов,как«Сон(Мари-Тереза Вальтер)» и «Женщина в рубашке» Пикассо — 3,5 млн и 5 млн соответственно. А «Алжирские женщины(версия О)» в мае 2015 года ушла с молотка за 180 млн долларов, став самой дорогой картиной,когда-либо проданной на аукционе.
Тайна исчезнувшей коллекции
«Панамский архив» отчасти проливает свет и на загадку коллекции греческого корабельного магната Василиса Гуландриса(Βασίλειος Γουλανδρής). Он скончался в 1994 году,оставив собрание из 83-х шедевров Шагала,Пикассо,Сезанна, Джакометти, Кандинского, Моне, Матисса, Поллока и Ренуара. После смерти его жены Элизы наследники обнаружили,что произведения искусства принадлежат панамской компании Wilton Trading S.A. Потомки инициировали несколько уголовных и судебных расследований,чтобы«найти концы» неуловимого наследства.
Выше: Василис и Элиза Гуландрисы. Фото: Basil and Elise Goulandris Foundation
Выяснилось,что в 1985 году коллекционер продал все полотна этой фирме за какие-то 31,7 млн долларов. Но даже после этого произведения предоставлялись художественным музеям и продавались дилерам от имени супругов.
В ноябре 2004 года анонимные компании,созданные Mossack Fonseca,выставили на аукционы некоторые полотна Гуландрисов под эгидой Wilton Trading. Среди них были картины«В ванной» Пьера Боннара,«Комедианты» и «Синий скрипач» Марка Шагала. За Боннара просили 3 — 4 млн долларов,но он остался не проданным,«Комедианты» ушли с молотка за 2,3 миллиона при предварительной оценке в 2,2 млн долларов. Одна картина кисти Ван Гога, изображающая корзину с апельсинами,была частным образом продана коллекционеру из Калифорнии.
Все компании-продавцы были зарегистрированы накануне сделок и вскоре бесследно исчезли. По «панамским документам», у них был один таинственный владелец — Мари Воридис(Marie Voridis). Эта женщина ещё раз упоминается в архиве в связи с передачей картины Ренуара«Швея» в собственность компании Talara Holdings в 2004 году. Несколько недель спустя фирма вернула полотно этой загадочной женщине.
«Мини-Лувр» Рыболовлева
В «Панамском архиве» засветился и российский олигарх Дмитрий Рыболовлев,который владеет исключительной коллекцией произведений искусства,названной в прессе«мини-Лувром».
На фото: Дмитрий Рыболовлев(справа) и его экс-супруга Елена(слева)
Mossack Fonseca создала на Британских Виргинских островах офшорную фирму Xitrans Finance Ltd. Миллиардер использовал его при разделе имущества во время развода с супругой Еленой. Этой компании,которая,как утверждает ICIJ,является не более чем почтовым ящиком на острове Тортола,принадлежат картины Пикассо,Модильяни,Ван Гога,Моне,Дега, Ротко, а также антикварная мебель эпохи Людовика XVI. По некоторым данным,стоимость предметов роскоши достигает 650 млн долларов.
Перед разрывом с женой Рыболовлев с помощью Xitrans Finance Ltd якобы переместил эти сокровища из Швейцарии в Сингапур и Лондон,«за пределы её досягаемости». У Mossack Fonseca записано,что миллиардер самостоятельно владел офшорной компанией,хотя Елена утверждает,что покупал активы также и на неё.
Ранее Рыболовлев оказался втянут в скандал с похищением картин Пикассо, и в сентябре 2015 года согласился вернуть две работы наследнице художника Катрин Ютен-Блэ.
«Причесывающаяся женщина» и «Испанка с веером», которые Рыболовлев вернул Ютен-Блэ. Фото: forbes.ru
Представители Рыболовлева заявили,что утверждения на основе документов Mossack Fonseca«являются неточными». По их словам,офшорные структуры были созданы на законных основаниях для защиты активов и имущественного планирования; они появились за шесть лет до развода,то есть никак не связаны с ним. А об использовании Xitrans Finance Ltd как юридического лица,владеющего коллекцией,было известно давно из многочисленных публикаций. Кроме того,в октябре 2015 года бывшие супруги объявили,что достигли соглашения об условиях расторжения брака и отозвали все иски друг к другу.
Громкие разоблачения состоялись. Однако«ценовые планки», которые установили уже скандально знаменитые полотна,остаются на прежней высоте и продолжают диктовать новые стандарты рынка.