Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Как арт-дилер выдал мусор за арт-объект и почему замалёванная мелом доска оценивается в 60 млн долларов? Как полотно Ренуара оказалось в одной категории со средневековыми драгоценностями? Ну и,конечно,снова тяжба из-за рисунков Пикассо — всё это в обзоре арт-событий за минувшую неделю.
Ренуар и сокровище гвельфов
Полотно Ренуара,ушедшее с молотка в период правления нацистов в Германии,останется в собственности британского города Бристоля. Специальная консультационная группа,которая рассматривает иски о реституции культурных объектов в Великобритании,постановила,что шедевр был продан из-за долгов,а не под давлением.
Картину«Побережье в Кань-сюр-Мер» приобрёл неизвестный покупатель в 1935 году на аукционе в Берлине. Продавцом была фирма Margraf & Co., которой в период с 1929 по 1937 годы владели торговцы антиквариатом Якоб и Роза Оппенгеймер. Когда нацисты пришли к власти в 1933 году,пара бежала во Францию. Немецкое правительство обложило налогом на наследство фирму,которую им передал предыдущий владелец Альбарт Лоиске(Albert Loeske), чьё состояние на момент смерти было эквивалентно 5 — 10 млн футам стерлингов. Картина Ренуара была в числе произведений,выставленных на аукцион для урегулирования долга.
Консультационная группа не выяснила,за какую сумму было продано это произведение,но пришла к выводу,что деньги были уплачены в немецкую казну добровольно и претензии Margraf & Co. недостаточны.
В августе 2010 года Музей Висбадена вернул наследникам Оппенгеймеров картину голландского живописца периода барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
молодой пары». На снимке: директор музея Фольке Раттемайер с полотном. Фото: EPA / Fredrik von Erichsen
Якоб Оппенгеймер умер во Франции в 1941 году,его жена Роза погибла в Освенциме,но трое их детей выжили. Последний владелец картины Леопольд Моллер(Leopold Moller) покинул Германию в 1939 году,и завещал её Бристольской галерее искусств,куда полотно попало после его смерти 60 лет спустя.
На фоне волны реституции шедевров,награбленных нацистами,решение британских экспертов хоть и удивительно,но не беспрецедентно. Весной этого года аналогичная немецкая группа постановила,что сбыт так называемого«Сокровища гвельфов» в 1935 году четырьмя антикварами-евреями«не может считаться продажей по принуждению».
Слева: распятие из сокровищ гвельфов на выставке в Музее Боде в Берлине. Фото: Википедия
Спор о праве собственности продолжается.
Кто похитил Пикассо?
В Париже продолжает юридические баталии бывший арт-дилер из Швейцарии Ив Бувье. Теперь французский судья потребует от него ответов по поводу предполагаемого участия в исчезновении двух картин и 58-ми рисунков Пикассо.
Ив Буве. Фото: Anouk Antony
Произведения были частью коллекции Катрин Ютен-Блэ,падчерицы живописца. Весной этого года она обнаружила,что работы пропали и оказались в коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева. Тот приобрёл их через Бувье и одного из его соратников.
Слева — Катрин Ютен-Блэ,справа — Дмитрий Рыболовлев
Никто из участников этой истории не комментирует информацию. Но,как сообщает The Art Newspaper,картины и рисунки находились в хранилище,принадлежавшем семье Бувье. Последний продал их Рыболовлеву за 35 млн евро(40 млн долларов). При этом адвокат арт-дилера недавно сообщил,что делал запрос в базу данных утраченных произведений(Art Loss Register), и ни одна из этих работ не значится«пропавшей или украденной».
Пабло Пикассо и его вторая жена Жаклин,мать Кэтрин Хутин-Блэй
Ранее Ив Бувье через суд в Сингапуре разморозил свои активы. А затем пригрозил ответным иском бывшему клиенту Дмитрию Рыболовлеву,который обвинил арт-дилера в мошенничестве в ряде крупных сделок.
Спор за ковёр
Следующий случай вполне можно назвать абсурдным. Лондонскую художницу Анжелик Хартигэн(Angelique Hartigan) шокировало известие о том,что заляпанное краской покрытие из её бывшей студии продают… как оригинальное произведение.
Анжелик Хартигэн утверждает,что у галереи нет права продавать её ковёр как произведение искусства. Фото: eloisemoorehead.com
До мая нынешнего года художница работала в съёмной студии,а затем переехала в собственную. Каково же было её удивление,когда её друг сообщил,что видел подписанный ею старый палас,который выставила на продажу мастерская Gypsy Hill!
«Я рисую на полу,и часто разливаю,стряхиваю и разбрызгиваю краску, — сказала Хартигэн газете The Telegraph. — После того,как я съехала,студия Gipsy Hill устроила гаражную распродажу,на которой были мои знакомые. Они были удивлены,увидев моё имя,и спросили: „что это было,и почему Анжелик это сделала?“».
Слева: Анжелик Хартигэн рядом с одной из своих картин. Фото: jamesbalston.com
Она написала бывшим хозяевам и потребовала вернуть все проданные куски напольного покрытия. Однако галерея отрицает обвинения,и Анжелик Хартигэн намерена обратиться к юристам за консультацией.
Классная доска за огромные деньги
Этой осенью аукционный дом Sotheby’s выставит на продажу картину Сая Твомбли «Без названия»(1968) из серии«Классная доска» — одну из немногих оставшихся в частной коллекции. Запрашиваемая цена составляет 60 млн долларов.
«Эта уникальная серия сочетает в себе образное и абстрактное,это ритмический,неразборчивый почерк,выполненный белым мелом,танцующим на светло-сером фоне», — сказано в пресс-релизе Sotheby’s.
Эксперты не сомневаются,что эта картина может установить новый ценовой рекорд для произведений Твомбли. Нынешний составляет 69,6 млн долларов — именно за такую сумму в ноябре 2014 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке было продано полотно из той же серии,написанное в 1970-м.
Ценителям искусства в современном мире мало разбираться в живописи и уметь отличать шедевры от мусора. Судя по всему,ориентироваться в юридических хитросплетениях тоже не мешает.
По материалам artnet.com,theartnewspaper.com,theguardian.com и telegraph.co.uk