Регистрация

Споры из-за Ренуара и Пикассо, ковёр как шедевр и $ 60 млн за «неразборчивый почерк»: арт-дайджест за неделю

Мне нравится3       0  
Как арт-дилер выдал мусор за арт-объект и почему замалёванная мелом доска оценивается в 60 млн долларов? Как полотно Ренуара оказалось в одной категории со средневековыми драгоценностями? Ну и, конечно, снова тяжба из-за рисунков Пикассо — всё это в обзоре арт-событий за минувшую неделю.

Ренуар и сокровище гвельфов

Полотно Ренуара, ушедшее с молотка в период правления нацистов в Германии, останется в собственности британского города Бристоля. Специальная консультационная группа, которая рассматривает иски о реституции культурных объектов в Великобритании, постановила, что шедевр был продан из-за долгов, а не под давлением.
Картину «Побережье в Кань-сюр-Мер» приобрёл неизвестный покупатель в 1935 году на аукционе в Берлине. Продавцом была фирма Margraf & Co., которой в период с 1929 по 1937 годы владели торговцы антиквариатом Якоб и Роза Оппенгеймер. Когда нацисты пришли к власти в 1933 году, пара бежала во Францию. Немецкое правительство обложило налогом на наследство фирму, которую им передал предыдущий владелец Альбарт Лоиске (Albert Loeske), чьё состояние на момент смерти было эквивалентно 5 — 10 млн футам стерлингов. Картина Ренуара была в числе произведений, выставленных на аукцион для урегулирования долга.
Консультационная группа не выяснила, за какую сумму было продано это произведение, но пришла к выводу, что деньги были уплачены в немецкую казну добровольно и претензии Margraf & Co. недостаточны.
В августе 2010 года Музей Висбадена вернул наследникам Оппенгеймеров картину голландского живописца периода барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
Питера де Греббера «Двойной портрет молодой пары». На снимке: директор музея Фольке Раттемайер с полотном. Фото: EPA / Fredrik von Erichsen
Якоб Оппенгеймер умер во Франции в 1941 году, его жена Роза погибла в Освенциме, но трое их детей выжили. Последний владелец картины Леопольд Моллер (Leopold Moller) покинул Германию в 1939 году, и завещал её Бристольской галерее искусств, куда полотно попало после его смерти 60 лет спустя.

На фоне волны реституции шедевров, награбленных нацистами, решение британских экспертов хоть и удивительно, но не беспрецедентно. Весной этого года аналогичная немецкая группа постановила, что сбыт так называемого «Сокровища гвельфов» в 1935 году четырьмя антикварами-евреями «не может считаться продажей по принуждению».



Слева: распятие из сокровищ гвельфов на выставке в Музее Боде в Берлине. Фото: Википедия

Спор о праве собственности продолжается.

Кто похитил Пикассо?

В Париже продолжает юридические баталии бывший арт-дилер из Швейцарии Ив Бувье. Теперь французский судья потребует от него ответов по поводу предполагаемого участия в исчезновении двух картин и 58-ми рисунков Пикассо.
Ив Буве. Фото: Anouk Antony
Произведения были частью коллекции Катрин Ютен-Блэ, падчерицы живописца. Весной этого года она обнаружила, что работы пропали и оказались в коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева. Тот приобрёл их через Бувье и одного из его соратников.
Слева — Катрин Ютен-Блэ, справа — Дмитрий Рыболовлев
Никто из участников этой истории не комментирует информацию. Но, как сообщает The Art Newspaper, картины и рисунки находились в хранилище, принадлежавшем семье Бувье. Последний продал их Рыболовлеву за 35 млн евро (40 млн долларов). При этом адвокат арт-дилера недавно сообщил, что делал запрос в базу данных утраченных произведений (Art Loss Register), и ни одна из этих работ не значится «пропавшей или украденной».
Пабло Пикассо и его вторая жена Жаклин, мать Кэтрин Хутин-Блэй
Ранее Ив Бувье через суд в Сингапуре разморозил свои активы. А затем пригрозил ответным иском бывшему клиенту Дмитрию Рыболовлеву, который обвинил арт-дилера в мошенничестве в ряде крупных сделок.

Спор за ковёр

Следующий случай вполне можно назвать абсурдным. Лондонскую художницу Анжелик Хартигэн (Angelique Hartigan) шокировало известие о том, что заляпанное краской покрытие из её бывшей студии продают… как оригинальное произведение.
Анжелик Хартигэн утверждает, что у галереи нет права продавать её ковёр как произведение искусства. Фото: eloisemoorehead.com
До мая нынешнего года художница работала в съёмной студии, а затем переехала в собственную. Каково же было её удивление, когда её друг сообщил, что видел подписанный ею старый палас, который выставила на продажу мастерская Gypsy Hill!

«Я рисую на полу, и часто разливаю, стряхиваю и разбрызгиваю краску, — сказала Хартигэн газете The Telegraph. — После того, как я съехала, студия Gipsy Hill устроила гаражную распродажу, на которой были мои знакомые. Они были удивлены, увидев моё имя, и спросили: „что это было, и почему Анжелик это сделала?“».


Слева: Анжелик Хартигэн рядом с одной из своих картин. Фото: jamesbalston.com

Она написала бывшим хозяевам и потребовала вернуть все проданные куски напольного покрытия. Однако галерея отрицает обвинения, и Анжелик Хартигэн намерена обратиться к юристам за консультацией.

Классная доска за огромные деньги

Этой осенью аукционный дом Sotheby’s выставит на продажу картину Сая Твомбли «Без названия» (1968) из серии «Классная доска» — одну из немногих оставшихся в частной коллекции. Запрашиваемая цена составляет 60 млн долларов.
«Эта уникальная серия сочетает в себе образное и абстрактное, это ритмический, неразборчивый почерк, выполненный белым мелом, танцующим на светло-сером фоне», — сказано в пресс-релизе Sotheby’s.
Эксперты не сомневаются, что эта картина может установить новый ценовой рекорд для произведений Твомбли. Нынешний составляет 69,6 млн долларов — именно за такую сумму в ноябре 2014 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке было продано полотно из той же серии, написанное в 1970-м.
Картина будет продана 11 ноября. Вырученные деньги перечислят в некоммерческий фонд, который занимается проблемами здравоохранения в Африке.
Ценителям искусства в современном мире мало разбираться в живописи и уметь отличать шедевры от мусора. Судя по всему, ориентироваться в юридических хитросплетениях тоже не мешает.
По материалам artnet.com, theartnewspaper.com, theguardian.com и telegraph.co.uk
КомментироватьКомментарии
HELP