Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Театр памяти,архитектура грёз,мир оптических иллюзий… «империалистический и сюрреалистический музей», как говорил сам Сальвадор Дали. Коротаем ожидание премьеры нового фильма«Последний шедевр Дали» знакомством с любопытными моментами,связанными с Театром-музеем. Позвольте ему поглотить вас!
Документальная лента,снятая по заказу Фонда Гала-Сальвадор Дали, — это новый взгляд на Театр-музей в Фигерасе и раскрытие творческого процесса одного из самых известных мастеров XX века. Подробности о фильме и съемках — в нашем отдельном материале
№ 1. Идея превратить пострадавший в 1936 году во время Гражданской войны Муниципальный театр Фигераса в музей пришла в голову Сальвадору Дали в 1954 году. Тогда он проводил выставку своих полотен,рисунков и ювелирных работ в Зале кариатид Королевского дворца в Милане.
Здание,которое принадлежало другу художника графу Тео Росси ди Монтелера,также хранило следы бомбардировок.
Одна из стен Театра-музея и Башня Галатеи,где Дали жил с 1983 года до своей смерти в 1989 году. Фото: friendlyrentals.com
Театр в Фигерасе был дорог художнику-сюрреалисту ещё и тем,что там он впервые выставил на публику свои картины в 1919 году. Рядом находится церковь Святого Петра,где Дали крестили — об этом он очень любил упоминать.
№ 2. Начало создания Театра-музея Дали Фигерас праздновал 12 августа 1961 года. В этот день устроили корриду,для которой Дали изобразил на афише быка,возносящегося в небо. Художник также хотел,чтобы после представления побеждённое животное подняли в небо вертолётом,но этому помешал сильный ветер. Тогда двое скульпторов сделали гипсового быка,которого взорвали перед началом праздничного фейерверка.
№ 3. Плитки на площади Гала-Сальвадор Дали перед музеем образуют лучи,которые сходятся к месту,где находилась сцена Муниципального театра Фигераса.
фото: tipter.com
№ 4. Дали очень нравилась идея очередей. По его замыслу,первым пунктом визита в Театр-музей должна стать очередь,где посетители смогут погрузиться в созерцание и попытаться поймать новые образы,концепции и мысли.
Эту мысль подчёркивает и фото,которые посетители видят при входе. На ней запечатлена очередь на первую европейскую ретроспективу Дали. Выставка проходила в галерее Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме с ноября 1970-го по январь 1971 года.
№ 5. Во дворе Театра-музея находится инсталляция,которую Дали называл«величайшим сюрреалистическим памятником в мире». Это«кадиллак», украшенный скульптурой Эрнста Фукса «Великая Эсфирь» высотой 2,6 метра.
Женская фигура удерживает цепями колонну Траяна из автомобильных шин. Другие части конструкции — мраморный бюст Франсуа Жирардона,«Раб» Микеланджело,выкрашенный чёрной краской,лодка Гала и чёрный зонт. Капли воды,свисающие с лодки,сделаны из презервативов. А если опустить монету в специальную щель,внутри автомобиля идёт дождь.
На этой машине Дали с женой пересекли Соединённые Штаты — из Нью-Йорка в Голливуд.
№ 6. В фойе Театра-музея висят две фотографии Галы. Надпись на лбу одной из них Tete a chateau(«Глава дворца») намекает на замок Пуболь,который художник подарил своей супруге. В 1982 году Дали получил титул маркиза де Пуболь.
№ 7. Дали сам подбирал музыку,звучащую в Театре-музее. Это опера«Тристан и Изольда» Вагнера,одного из любимых композиторов художника,а также опера Жоржа Бизе«Искатели жемчуга» и фрагменты сакральной лирической драмы«Мистерия Эльче». Последнее — это театрализованное представление о вознесении Девы Марии,на котором Дали побывал в 1973 году.
№ 8. Купол над Театром-музеем,сооружённый Эмилио Пересом Пинейро,Дали часто называл символом единства и монархии.
По ночам полусфера отражается в огромной стеклянной стене,которая отделяет двор-сад от сцены. Кажется,будто двор накрыт ещё одним таким же куполом. Посетители могут любоваться этим эффектом каждый август,когда в музее проводятся ночные экскурсии.
Фото: pinimg.com
№ 9. Пространство под куполом украшено шестнадцатью гипсовыми скульптурами. Это защитники музея,одетые в старинные одежды и стоящие в героических позах. Один из них — в плаще,наброшенном на голое тело, — олицетворяет неустанное бдение,и поэтому всегда подсвечен. Развевающиеся драпировки одеяний Дали создавал под открытым небом в ветреные дни.
№ 10. Гигантское полотно«Обнажённая Гала,смотрящая на море,которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна» является первым в мире живописным изображением с использованием оцифровки: Дали взял за основу образ Линкольна,обработанный программистом Леоном Д. Хармоном. Картина посвящена художнику Марку Ротко.
№ 11. Некоторые фигуры являются копиями,поскольку оригиналы слишком непрочны и их опасно подвергать воздействию воды. Например,это гигант с кубической головой,отжимающий синюю простыню и символизирующий властелина дождя(он находится над портретом Линкольна).
Фото: travelingwithsweeney.com
Фото: staticflickr.com
№ 12. Коллаж«Голова Бетховена» Дали создал в 1973 году,бросая живых осьминогов на лежащую на полу бумагу и используя оставленные ими следы. На работе видны и отпечатки пеньковых сандалий(альпаргат), в которых любил ходить художник. Из-за этого он говорил,что картина«сделана ногами».
Слева: Сальвадор Дали,«Голова Бетховена»(1973)
№ 13. Большой зал«Рыбные лавки» называется так потому,что пока Муниципальный театр стоял в развалинах,пространство,где сейчас находится эта галерея,служило главным рыбным рынком Фигераса.
Потолок в зале«Дворец ветра». Фото: pinimg.com
№ 14. Роспись на потолке в зале«Дворец ветра» таит в себе загадочный парадокс. По словам Дали,зрители,которые смотрят вверх,видят облака,небо и две поднимающиеся в воздух фигуры. На деле же «вместо неба мы видим землю,а вместо земли — море,воплощённое в божественном изгибе залива Розас».
Название зала — отсылка к каталонскому поэту Жоану Марагалю. Он окрестил местность Ампурдан неподалёку от Фигераса«дворцом ветра» из-за господствующей тут холодной трамонтаны — ветра,чья сила может достигать 130 км/час. Именно тут 14-летний Дали впервые продемонстрировал свои картины вместе с художниками Жозепом Бонатеррой Грасом и Жозепом Монтурьолем Пучем.
Слева: Сальвадор Дали,«Автопортрет в студии»(1919)
На фото ниже: в центре зала Мэй Уэст находится знаменитая трехмерная инсталляция,посвящённая этой популярной американской актрисе
№ 15. В конце жизни Дали считал,что единственное достойное созерцание зрелище — это игра света на стенах музея. За ней он ежедневно наблюдал из окна своей комнаты в Башне Галатеи. Художник пожелал,чтобы часть здания,которую он видел,сохранялась в неизменном виде. Его воля была исполнена.
Будучи виртуозным художником,Сальвадор Дали был неутомим в поисках инновационных и экспериментальных способов отражения действительности,реальности,выходящей далеко за пределы холста. Цель его творчества — соединиться с разумом зрителя. Он приглашает нас к участию в его работах,которые всегда открыты,не завершены и наделены бесконечными смыслами. Об этом стоит помнить,переступая порог Театра-Музея Дали в Фигерасе.
По материалам dalilastmasterpiece.com и монографии Антони Пичота«Театр-музей Дали в Фигерасе»