«Большие рыбы поедают малых» (вариант: «Большая рыба поедает маленьких рыбёшек») – одно из наиболее часто встречающихся изображений в творчестве Питера Брейгеля Старшего и одна из первых многочисленных работ художника, основанных на пословицах.
Это изображение огромной вытащенной на берег рыбы, изо рта которой выпадает множество средних и мелких рыб. Маленькая фигурка в шлеме огромным ножом вспарывает брюхо большой рыбы, откуда вываливается ещё больше морских существ. Земля, воздух и вода, кажется, переполнены странным ассортиментом существующих и фантастических водных гадов.
На переднем плане мужчина указывает на сцену сопровождающему его сыну. Смысл его жеста передаётся надписью ниже, которая в переводе с фламандского гласит:
«Смотри! Большая рыба питается мелкой рыбой. Смотри, сын мой, я всегда знал, что большие рыбы поедают малых». Это – адаптированная форма древнеримской пословицы, которая
на соответствующей рисунку гравюре выведена прописными буквами под изображением. Она говорит о бессмысленном мире, в котором сильные инстинктивно и последовательно охотятся на слабых. То, что сын понимает урок, видно из его жеста по отношению к другому человеку в лодке, который извлекает небольшую рыбу из более крупной.
Питер Брейгель Старший считается важнейшим голландским иллюстратором XVI века. Его рисунки, созданные в эпоху политических, социальных и религиозных преобразований, демонстрируют сложный мир, одновременно реальный и воображаемый. Художник размышляет над социальными условиями юмористическим, приземлённым, проницательным и глубоко критическим образом, сосредотачиваясь при этом на трагедии и величии, но в то же время нелепости и хлипкости человеческого существования.
Гравюра была опубликована через 40 лет после начала протестантской Реформации – радикального разрыва с католической церковью, спровоцированного немецким проповедником Мартином Лютером в 1517 году. Его критика была направлена в том числе на явное разложение и идолопоклонство в католических религиозных образах. Одним из практических результатов Реформации стало появление новых жанров искусства, которые не были религиозными по сути, но включали представление сцен из повседневной жизни и культуры. В этом смысле работа «Большие рыбы поедают малых» является особенно ценным примером.
Блестящая визуализация поговорки впервые была задумана Брейгелем как рисунок, подписанный художником и датированный 1556 годом (ныне хранится в венской галерее Альбертина). Однако в левом нижнем углу гравюры стоит не его имя, а Иеронима Босха, который умер в 1516 году. Ответственность за это, очевидно, несёт издатель и коммерсант Иероним Кок, который заказывал Брейгелю рисунки для гравюр. Будучи ловким и предприимчивым дельцом, Кок быстро понял, что картины маслом слишком дороги и доступны немногим, а вот хорошую гравюру может позволить себе каждый. Найдя остроумного и техничного рисовальщика в лице Брейгеля, он поручил ему цикл о смертных грехах — на порок и одновременно на мораль всегда есть спрос. Иногда издатель опускался до запрещённых приёмов, например, подписал гравюру именем очень популярного, но давно покойного Босха, который, естественно, не мог предъявить претензий.