Описание картины «Танцовщица»
Обучение Ренуара искусству живописи совпало с зарождением во Франции нового течения — импрессионизма. Наскучивший всем академизм не оставлял простора для выражения эмоций, требуя от художников соблюдения устоявшихся канонов. Попытки первых импрессионистов представить публике произведения, написанные в новой манере, поначалу были провальными. Критики не скупились на саркастические статьи, посетители выставок презрительно отворачивались от экспонатов.
Однако для Ренуара, как и для его собратьев по кисти, такая реакция была лишь стимулом. Живописцы искали новые методы, которые помогли бы им запечатлеть на холсте яркий красочный мир во всем его многообразии и те мимолетные впечатления, которые он вызывает. К 1874 году — моменту создания картины Огюста Ренуара «Танцовщица», описание которой мы вам предлагаем ниже — в арсенале будущих импрессионистов уже были такие приемы, как отказ от четкого контура и создание очертаний объекта при помощи множества мелких и контрастных мазков; использование пастельных оттенков, создающих ощущение прозрачности; смазанный фон, усиливающий впечатление движения; применение отталкивающих свет красок, которые создавали «внешнее» свечение картины, и пр.
В 1872 году Ренуар, очарованный открывшимися перед ним художественными перспективами, собрал вокруг себя единомышленников, которые стали членами «Анонимного кооперативного сообщества». Они объединились для того, чтобы поддерживать друг друга и других независимых живописцев, избравших новый путь. На первой выставке сообщества, проходившей в Париже в середине апреля 1874 года, среди прочих произведений была представлена «Танцовщица» — картина Огюста Ренуара. Выставка оказалась провальной: критики не поскупились на насмешки, в числе которых было прозвище «импрессионисты».
Париж, 25 апреля 1874 года. Постоянные читатели газеты Le Charivari покупают утренний выпуск, надеясь хорошо повеселиться — редакция издания предпочитала подавать любую информацию в юмористическом ключе. Их ожидания оправдались: популярный парижский журналист Луи Леруа написал веселую статью о своем посещении художественной выставки. Текст был построен в виде реплик двух персонажей, которые пришли на выставку, желая насладиться произведениями искусства, а в итоге покинули ее, разочарованные и возмущенные. Первый удар незадачливым посетителям нанесла картина Огюста Ренуара «Танцовщица». Вот что пишет об этом произведении Леруа:
«— Какая жалость, что художник, явно имеющий чувство цвета, не научился хорошо рисовать! — сказал он мне. — Ноги его танцовщицы выглядят такими же безжизненными, как их газовые юбки!
— Пожалуй, вы к нему слишком жестоки, — не согласился я. — На мой взгляд, у этого художника очень даже четкий рисунок!
Ученик Бертена решил, что я иронизирую, и вместо ответа лишь пожал плечами.»
Что же изображено на полотне, которое произвело такое сильное впечатление на современников живописца? Центральную часть картины Огюста Ренуара «Танцовщица» занимает фигура девочки, которая одета в костюм балерины. Юная танцовщица стоит вполоборота к зрителю, ее ноги поставлены в 4-ю позицию, левое плечо отведено назад — естественность позы говорит о том, что девушка любит и знает в совершенстве искусство танца. Мы видим танцовщицу не в сценическом образе — она предстает перед нами в роли самой себя. Не остается сомнений, что танец в ее исполнении так же прекрасен.
Чтобы передать невесомость и прозрачность ткани балетной пачки, Ренуар использует для ее изображения множество легких мазков, создающих мягкий контур. Пуанты, сделанные из плотного розового атласа, напротив, тщательно выписаны — кажется, будто стоит лишь прикоснуться к ним, и можно почувствовать под пальцами холодок ткани. Белоснежную кожу девочки оттеняют лаконичные украшения черного цвета на руке и шее. Фоном, выгодно контрастирующим с изящной светлой фигуркой, служит растушеванная штриховка, насыщенная бархатными тенями.
Сегодня картина Огюста Ренуара «Танцовщица» является частью всемирной сокровищницы произведений искусства и выставляется в Национальной галерее искусств (г.Вашингтон, США).