войти
опубликовать

Розовое и голубое (Алиса и Элизабет Каэн д’Анвер)

Пьер Огюст Ренуар • Живопись, 1881, 119×74 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1881
Размер: 119×74 см
Работа в подборках: 6 подборок

Описание картины «Розовое и голубое (Алиса и Элизабет Каэн д’Анвер)»

История этого портрета является хорошим примером того, как Ренуар работал на заказ и какими сложными порой бывали отношения художника и его заказчиков.

Теодор Дюре, искусствовед и защитник импрессионистов, часто брал Ренуара на приемы, которые давал Анри Чернуски (с ним Дюре ездил в Японию); там Ренуар познакомился с Шарлем Эфрусси, знаменитым коллекционером, меценатом и издателем «Вестника изящных искусств».

Сын выходцев из Одессы, банкиров и торговцев зерном, он стал большим поклонником импрессионизма, и, в свою очередь, познакомил Ренуара с семьей Каэн д’Анвер, влиятельной еврейской династией банкиров. К слову, отношения Шарля Эфрусси и Луизы Каэн д’Анвер выходили за рамки дружеских, что, впрочем, не слишком эпатировало как общество, так и супруга.

Сначала Луиза заказала ему три отдельных портрета своих дочерей, но после портрета Ирэн, старшей дочери, было решено изобразить вместе двух младших дочерей Элизабет (родилась в декабре 1874 года) и Алису (родилась в феврале 1876 года), которым в 1881 году было 5 и 6 лет. Сейчас этот потрет находится в коллекции художественного музея Сан-Паулу в Бразилии.

Детские портреты всегда были особой любовью Ренуара – его бесконечно вдохновляли радость, нежность и красота детства, и в этом смысле портрет Алисы и Элизабет не стал исключением. Ренуар с увлечением приступил к работе над этим гимном очарованию детства, безыскусной естественности и чистоты. Это концентрированная ода к радости, отчасти даже избыточная, как писал об этом Эдмунд де Вааль - художник, куратор, представитель династии Эфрусси, автор книги-бестселлера с исследованием семейной истории "Заяц с янтарными глазами": «Вторая картина — невыносимо слащавый портрет младших дочерей, Алисы и Элизабет. Эти две девочки тоже унаследовали материнский цвет волос. Они стоят перед темно-бордовой занавеской, наполовину отдернутой и открывающей часть гостиной, и держатся за руки, словно для храбрости: это настоящий торт с розово-голубыми рюшами и лентами».

Действительно, насыщенная, почти восточная гамма второго плана, переливающаяся бордовым, карминовым, золотым и медным оттеняет героинь на первом плане – их пухлые детские лица сияют румянцем, а волосы отливают золотом (этот редкий оттенок волос часто называют «венецианский блонд»). Платья девочек нарядны и торжественны, белое кружево окутывает силуэты словно облако, а атласные ленты добавляют нарядности.
Как вспоминала Алиса, младшая из девочек, «скука от сеансов позирования сполна компенсировалась удовольствием от ношения элегантного кружевного платья».

Работа над портретом шла долго, Ренуар бесконечно его переделывал, поскольку не был удовлетворен тем, что получалось. Он закончил портрет незадолго до своего отъезда в Алжир в конце февраля 1881 года; как он писал Теодору Дюре, он и сам не мог сказать, хороша эта картина или плоха. Очевидно, что семья заказчиков была не слишком удовлетворена результатом. Оплата портрета сильно затянулась, и Ренуар, оправлявшийся в это время от воспаления легких в Эстаке, писал Шарлю Дейдону (тоже знакомому по кругу Чернуски), демонстрируя свое недовольство в крайне резких выражениях: «Что касается пятнадцати сотен франков Каэна, я позволю себе сказать вам, что нахожу его крайне тугодумным. Какие же они жадные! Я решительно перестаю работать с евреями».

Де Вааль косвенно подтверждает слова Ренуара: «После столь продолжительной работы она с возмутительным запозданием заплатила за них более чем скромно — полторы тысячи франков. Я испытываю не меньшее смущение, когда натыкаюсь на записку от Дега, напоминающую Шарлю о платеже».
Со своей стороны, семейство Каэн тоже было разочаровано – никто не хотел видеть эту картину в своей комнате, и ее отнесли наверх к слугам. Они с самого начала испытывали сомнения по поводу Ренуара, поскольку больше тяготели к классической живописи, и видимо, этот портрет их закономерно разочаровал своей декоративностью и приторностью. Вероятнее всего, заказчики надеялись увидеть парадный портрет, вдохновленный Веласкесом и Ван Дейком, прославляющий славное будущее маленьких представительниц славной династии, но никак не интимную, камерную работу, посвященную безыскусной свежести детства.

Судьба девочек сложилась по-разному. В 1895 году Алиса вышла замуж за офицера британской армии Чарльза Вере Феррерса Таунсенда. Позднее он стал лордом, членом парламента и генерал-майором. Во время Первой мировой войны его действия привели к пленению более 10 тысяч британских военных турками при Эль-Куте, за что Таунсенд подвергался ожесточенной критике. Алиса прожила до 1965 года и умерла в Ницце в возрасте 89 лет.

Судьба Элизабет сложилась трагически. После развода со своим первым мужем, дипломатом и графом Жаном де Форсвилем, она вышла замуж за Альфреда Эмиля Денфера Рошро, с которым позднее тоже развелась. В 1987 году стали известны и иные подробности ее жизни – племянник Элизабет, Жан де Монбризон, написал письмо в музей Сан-Паулу, сообщив о ее печальном конце: хотя она и была католичкой с детства, это не уберегло ее от ужасов Второй мировой войны. Элизабет была отправлена в Освенцим из-за своего еврейского происхождения и умерла по дороге в концентрационный лагерь в марте 1944 года в возрасте 69 лет.

Автор текста: Юлия Ракитина

Комментарии